Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Человек Давоса и Ходорковский

Государства, в которых царствует беззаконие, не привлекательны для капитала

© public domainденьги
деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что по-русски называется pryamoi razgovor, редко можно услышать от представителей российской политической элиты. Однако на прошлой неделе советник российского президента Дмитрия Медведева все же высказался напрямую о последнем показательном процессе над бывшим нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским.

То, что по-русски называется pryamoi razgovor, редко можно услышать от представителей российской политической элиты. Однако на прошлой неделе советник российского президента Дмитрия Медведева все же высказался напрямую о последнем показательном процессе над бывшим нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским.

Г-н Ходорковский был самым богатым человеком в России, пока не навлек на себя гнев Владимира Путина поддержкой политического либерализма и попытками открыть свою нефтяную компанию для Запада. В 2003 году он был арестован по обвинению в уклонении от налогов. В этом году он должен был бы выйти на свободу, однако в прошлом году его еще раз осудили уже по другим обвинениям и приговорили к новым шести годам в сибирской тюрьме.

«Думаю, что у значительной части, по крайней мере, зарубежного сообщества серьезные вопросы будут, - заявил помощник Медведева Аркадий Дворкович российскому онлайн-изданию «Газета.RU», - и оценка рисков работы в РФ повысится».

Российский экономист, учившийся в Университете Дьюка, заметил, что последствия приговора можно будет оценить «буквально через неделю», когда в среду в швейцарском Давосе начнется Всемирный экономический форум. «Мы увидим, что эти вопросы будут задаваться всем членам российской делегации, и отношение инвесторов будет понятно», - подчеркнул г-н Дворкович.

Мы, конечно, не ожидаем, что «человека давосского» всерьез будет волновать моральное разложение путинизма, однако судьба г-на Ходорковского, безусловно, указывает на опасность, которую несет для коммерции то, что некоторые называют российским «правовым нигилизмом». О том же говорят, среди прочего, и случаи Royal Dutch Shell и Hermitage Capital. Обе эти компании испытали на себе – правда, в разной степени – склонность режима конфисковыввать частную собственность и заставлять исчезать конкурентов по бизнесу.

« Спросим себя: что сегодня думает предприниматель… глядя на наш процесс и полагая абсолютно предсказуемым его результат? – заявил г-н Ходорковский в прошлом месяце на суде. - Очевидный вывод думающего человека страшен своей простотой: силовая бюрократия может все. Права частной собственности нет. Прав у человека при столкновении с «системой» вообще нет ».

Даже г-н Медведев в прошлом месяце признал, что инвестиционный климат в России, «мягко говоря, оставляет желать лучшего». Рост нефтяных цен, конечно, пойдет на пользу Кремлю, но ему требуется намного больше сделок, подобных той, которую недавно заключила Pepsi, приобретя за 5,4 миллиарда долларов российского производителя молочных продуктов и соков.

Поэтому, когда на следующей неделе российские чиновники будут в Давосе заманивать партнеров, мировым финансистам следовало бы вспомнить о г-не Ходорковском и спросить, будут ли их потенциальные вложения в большей безопасности, чем его предприятия.