Через сутки после теракта, в результате которого погибли 35 человек и около 170 получили ранения, ничто в московском аэропорту «Домодедово» не напоминает о взрыве за исключением лежащих на полу красных гвоздик, появившихся в зоне прохода для встречающих международные рейсы.
Сгрудившиеся за ограждением безопасности такси подстерегают клиентов. В двух шагах на входе терминала 1, на глазах у благодушных милиционеров, пассажиры, прошедшие регистрацию, складывают багаж на конвейер для досмотра, оставляя, впрочем, металлические предметы у себя в карманах. Вращающуюся дверь на входе постоянно заклинивает, и возле нее толпятся пассажиры, которым нужно выйти из здания аэропорта… Вроде бы обычный рабочий день самого крупного аэропорта страны.
Во вторник утром, еще даже не успев заклеймить «бандитов» и пообещать «уничтожить их логово», Дмитрий Медведев заявил об «анархии», царящей в аэропорту «Домодедово», требуя, чтобы администрация аэропорта «ответила за эту трагедию». Руководству аэропорта и до этого уже пришлось оправдываться за аварию в конце декабря, когда аэропорт в течение трех дней был погружен во тьму из-за отключения электричества и двадцать тысяч пассажиров оказались на положении заложников. А за три недели до этого при подлете к взлетно-посадочной полосе аэропорта развалился «Туполев», в результате чего погибли два человека. «Такая толпа на крохотном пространстве, это просто катастрофа», - недоумевает руководитель израильского частного агентства безопасности из Тель-Авива. И добавляет: «Нужно все проверять, все входы, выходы, проходы. У нас в Израиле умеют это делать».
Следы ведут на Кавказ
А пока «Домодедово» остается «идеальным» местом для совершения терактов, полагает бывший генерал-майор милиции Владимир Овчинский, который в настоящее время является советником председателя российского Конституционного суда. «Тут царит полный беспорядок, системы безопасности вообще не соответствуют международным стандартам. Руководство аэропорта следует привлечь к ответственности за небрежное отношение к своим обязанностям», - считает этот высокопоставленный чиновник. По словам одного из сотрудников аэропорта, которые приводятся на сайте Life News, число работающих охранников в аэропорту за последние месяцы уменьшилось на 50%, а «милиция занималась в основном тем, что обирала пассажиров из Центральной Азии».
Дирекция аэропорта не согласна с этой информацией, и пытается переложить ответственность на сотрудников МВД, которые тоже отвечают за безопасность в зонах общего пользования в «Домодедово». «То, что произошло – чистая случайность. Ситуация нормализовалось уже через пять минут после теракта, паники не было, а сегодня все уже под контролем. Чего вы еще хотите», - возмущается официальный представитель, только что возложивший букет цветов в память о жертвах теракта. Путин, кстати, никак не откликнулся на эту полемику, а просто пообещал «покарать виновных в этом жестоком и бессмысленном акте». Как обычно, следователи взяли свой любимый след, ведущий в горы Кавказа, где бушует пламя радикального исламистского мятежа, разгоревшееся в ходе чеченских войн 1990-х годов, и постепенно перебросившееся на автономные республики, входящие в состав России: Ингушетию, Дагестан и Кабардино-Балкарию.
Теракт в «Домодедово» был совершен по «обычной» схеме, указывают милицейские источники: предполагаемая террористка раскрыла сумку в зале прилетов – и в этот момент раздался взрыв; женщину сопровождал мужчина «арабской внешности, на вид лет 30-35», голову которого удалось обнаружить среди человеческих останков.
Этот мятеж, который иногда считают одним из проявлений массового мирового движения «священного джихада», полностью дезориентирует российские власти. «Не стоит во всем обвинять аэропорт. Это государство и спецслужбы, в обязанности которых входит обеспечение безопасности граждан, не справились со своей миссией», - подчеркивает Геннадий Гудков, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности. Во вторник, словно вторя ему, российская блогосфера буквально взорвалась обличениями в адрес властей.