Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что он встревожен нарушениями в системе безопасности, которые привели ко вчерашнему взрыву в московском аэропорту.
«То, что произошло, показывает: явно были нарушения в обеспечении безопасности, – говорится в опубликованном Кремлем заявлении г-на Медведева. - Такое количество взрывчатого вещества пронести - это нужно постараться. За это должны ответить все, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта».
К этой позиции присоединился и российский Следственный комитет, заявив, что «попасть в зал, где произошел взрыв, террористу практически не составляло большого труда, поскольку фактически не существовало адекватной системы контроля за входом». Анонимный источник в милиции заявил информационному агентству «РИА Новости», что сотрудники службы безопасности аэропорта «закрывали глаза на постоянное наличие в зоне посторонних лиц».
Разумеется, тщательное расследование случившегося необходимо. Среди прочего нужно выяснить, не было ли у террористов сообщников среди тех, кто работал в «Домодедово». Однако при этом мне не кажется, что дела с безопасности в аэропорту обстояли как-то особенно плохо. В отличие от автора статьи в Slate, я не вижу в недостаточных мерах безопасности и некоего латентного стремления к смерти, якобы характерного для россиян. Залы прилета в большинстве американских аэропортов точно так же незащищены. New York Times пишет, что на входе в зал проверки с помощью металлоискателя проводились лишь «спорадически», однако, если учесть, что речь идет о самом загруженном международном аэропорте страны, выборочный контроль выглядит вполне разумной мерой.
Случившееся говорит только о том, как трудно стало террористам организовывать взрывы на борту самолетов, подобные терактам, которые чеченские боевики устроили в том же самом аэропорте в 2004 году. Как заявил Times бывший сотрудник Департамента внутренней безопасности США Стивен Бейкер (Stephen Baker), «они хотели бы устраивать взрывы в самолетах, но не могут и поэтому устраивают взрывы в аэропортах». Впрочем, даже если бы российские власти сумели превратить все три основных московских аэропорта в неприступные крепости, российским террористическим организациям это не помешало бы избрать мишенью метро и пассажирские поезда. Готовность к этому они уже продемонстрировали.
Невозможно защитить все общественные места и уязвимые точки. Что же касается коренной причины проблемы, то о ней предпочитают лишний раз не говорить как российские официальные лица, так и иностранные СМИ. Между тем, пока на Северном Кавказе продолжает втихомолку развиваться повстанческое движение, террористы всегда смогут отыскать уязвимое место.