В последнее время Белоруссия оказалась на распутье между Востоком и Западом, хотя она не всегда была перекрёстком или «мостом», соединяющим различные регионы. Оставив в стороне вопрос, на какой основе – славянской или балтийской – возникла белорусская культура, можно сказать, что Белоруссия как политическая общность сформировалась в IX–X в., когда её княжества попали под влияние Киевской Руси. Позже предшественники Белоруссии – Полоцкое и другие княжества – были включены в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ), а впоследствии стали составной частью Речи Посполитой (т.е. ни о какой роли посредника или «моста» речь не шла). В 1975 г. белорусские земли отошли России и сохранились как единая имперская (позже – советская) территория до 1990 г.
После развала СССР и вос/создания Белоруссии как государства она столкнулась с дилеммой: на кого ориентироваться – на ЕС (как это сделали страны Балтии) или на Россию? Сущность выбора состояла в в экономической выгоде, за которую всегда надо платить политическими «услугами». До последнего времени Минск успешно (рационально и прагматично) балансировал между Россией и Западом, но неумолимо приближается время окончательного выбора.
В то же время внутренняя политика белорусского президента – как единственного руководителя страны – далека от демократических стандартов. Он создал в Белоруссии систему государственного управления, которая контролирует все важнейшие политические и социальные институты (парламент, правительство, суды, органы безопасности, СМИ и т.д.).
19 декабря 2010 в Белоруссии состоялись президентские выборы. Предвыборная программа действующего главы государства состояла из трёх частей. В первой и третьей основное внимание было уделено социально-экономическим достижениям страны. Во второй говорится о том, что будет продолжено строительство самостоятельной и независимой Белоруссии, и не делается выбор между Востоком и Западом. В то же время в тех местах программы, где утверждается, что «мы не будем ни в чьей зоне влияния», и что «никто никогда нам ничего не даст», скорее всего имеется ввиду Россия, а не Европа. Больше того, привыкшие к предвыборным заявлениям А. Лукашенко о важности отношений с братским народом белорусские избиратели в этот раз не услышали ничего подобного – наоборот, он обвинил Москву в финансировании оппозиции.
В свете таких нестабильных отношений с ближайшим соседом А. Лукашенко начал искать сближения с Евросоюзом, который в случае демократических выборов и демократических реформ обещал Белоруссии 3 млрд. евро финансовой помощи. Однако перед самыми выборами информационная (показная) война между Россией и Белоруссией закончилась, и европейская помощь А. Лукашенко стала больше не нужна. Поэтому после выборов он жёстко разобрался со всеми «врагами народа».
Тем не менее Евросоюз является вторым по значимости (после России) торговым партнёром Белоруссии: в частности, в 2009 г. доля белорусского экспорта в ЕС составила 44% от общего объёма (а в Россию – 32%). Поэтому в отношениях с Европой А. Лукашенко делает акцент именно на экономические связи, а их политическую составляющую старается игнорировать. После «грубого» завершения выборов дальнейшее сотрудничество Белоруссии с ЕС будет зависеть от ценностной принципиальности европейцев. Иными словами, скоро станет ясно, действительно ли Европе важны демократические ценности, или же она глубоко прагматична.
В авторитарном государстве трудно отличить пропаганду и декларативные заявления представителей власти от правды. Говоря конкретно, прошлогодние встречи А. Лукашенко с главами стран ЕС и критика России в СМИ на поверку оказались предвыборной риторикой, хотя всё выглядело как реальные признаки сближения с ЕС. Окончательно всё по своим местам расставит время, которое поможет в исторической перспективе оценить внешнеполитическую стратегию А. Лукашенко.
Она меняется в зависимости от выгоды для Белоруссии и лично для её президента. Его внешняя политика нацелена на сохранение правящего режима, о большая часть его политической деятельности является лишь разговорами. Пока Белоруссия будет энергетически зависимой от России, Москва останется её главным внешнеполитическим партнёром. Ни ЕС, ни кто-либо другой в ближайшем будущем не сможет занять её место, а отношения Белоруссии с Европой вероятно останутся прагматичными и будут во многом зависимы от позиции Кремля в отношении Минска.