Французы и итальянцы продают военные корабли и бронемашины русским, Каддафи становится акционером итальянского машиностроительного холдинга Finmeccanica, в то время как на Брюссель оказывается давление, чтобы отменить эмбарго на продажу военных технологий Китаю. А мы уверены в том, что продажа оружия любому и принятие в акционерные общества любого себя оправдают в стратегическом и финансовом смысле?
Франция только что заключила договор с Москвой о производстве четырех универсальных десантных кораблей- вертолетоносцев типа «Мистраль». Официально россияне предполагают использовать их «для защиты Курильских островов, на которые посягает Япония», как сказал, не боясь показаться смешным, генерал Николай Макаров, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Речь идет о самой важной военной сделке Запада с бывшими врагами из России, но всем очевидно, что эти корабли имеют наступательного действия, и скорее всего будут использоваться на Черном море, чтобы держать под прицелом побережье Грузии или на Балтийском море. Эстония, Литва и Латвия подвергли критике решение Парижа.
Договор, о котором в Вашингтоне тоже отозвались отрицательно, позволит французам заработать 2 миллиарда евро, а русские получат новые технологии, согласно которым на российских верфях в ближайшем будущем они смогут воспроизвести подобные корабли, возможно, с меньшими затратами и выставить их на продажу в ущерб западным судам.
Первые приобретения, сделанные Москвой в западных странах, касаются также и Италии. Российские войска заказали 2500 бронемашин «Iveco Lince» и, кажется, заинтересованы и в покупке «Freccia» e «Centauro», разумеется, чтобы потом производить их в России, получив, таким образом, в свои руки самую передовую технологию, know how в этой области. Сегодня «Lince» экспортируются в десять европейских стран. Мы уверены, что в ближайшем будущем рынки не предпочтут покупать их российские копии за более низкую цену? Мы уверены в том, что в ближайших войнах Россия будет сражаться, используя европейское вооружение, на стороне наших интересов?
Но если продажа русским новейших вооружений вызывает замешательство, продажа их китайцем — это просто абсурд, как я писал недавно в сетевом журнале «Анализ обороны». Тем не менее, с циклической настойчивостью в Брюсселе обсуждается возможность отмены эмбарго, в действии с 1989 года, когда была жестоко подавлена демонстрация студентов на площади Тяньаньмэнь. Последняя, кто потребовал отменить эмбарго, была «министр иностранных дел» Евросоюза Кэтрин Эштон, которая тут же получила сухой отрицательный ответ из страны происхождения, Великобритании.
Во Франции, Германии и Италии, тем не менее, многие ждут не дождутся момента, когда они смогут продать военные технологии китайцам, несмотря на то, что Пекин является военным соперником, стремящимся получить доступ к источниками энергии и к участию в международных заказах, в том числе и военных. Китайские самолеты, часто представляющие собой копии российских, уже принимают участие в соревнованиях в Сербии и в других европейских странах. В настоящий момент у них мало шансов на победу, но если завтра они смогут скопировать нашу передовую технологию и производить технику по низкой цене, ситуация может перемениться.
Это хорошо знают русские, которые обнаружили, что их самолеты «Сухой-27» и «Сухой-33» были скопированы, получили названия J-11 и J-15 соответственно и выставлены на продажу по бросовым ценам, не говоря уже о кораблях и ракетах. Китай продает оружие Ирану и худшим врагам Запада, поэтому даже не призывая на помощь вопрос о правах человека, и так ясно, что нет никаких разумных доводов в пользу продажи Китаю военных технологий.
В октябре прошлого года президент и генеральный директор итальянского машиностроительного холдинга Finmeccanica Пьер Франческо Гуаргуальини заявил на конференции в университете Боккони в Милане, что «Китай мог бы стать акционером Finmeccanica также и в военной части. У нас есть ограничения, согласно закону 185, (который регулирует военный экспорт — примечание автора). Если эти ограничения будут сняты, то Китай сможет иметь акции и в военном производстве».
Finmeccanica уже присутствует в Китае «в области трафика самолетов, поездов и вертолетов», - напомнил Гуаргуальини. - Мы делаем ставку на эту страну: Америка решила, что они могут продавать им С-130, что подразумевает, что мы можем продавать Пекину C27J».
В отличие от своих предшественников Барак Обама, кажется, готов разрешить продажу военных технологий, удалив грузовой самолет С-130 «Геркулес» из списка запрещенных к продаже Пекину изделий. Этот самолет имеет много общего с итальянским C27J, меньшим по размеру, но способным приземляться, где угодно.
Эти самолеты в недалеком будущем могут быть скопированы Пекином и выставлены на продажу. Стоит ли подрывать завтрашний рынок из-за нескольких миллиардов, полученных сегодня? Трудно воздержаться от высказываний по отношению к политическим и финансовым инициативам, которые могут привести к эффекту бумеранга. Это касается вхождения государственных фондов Ливии (Lybian Investment authority) в капиталы Finmeccanica. Эта группу министр иностранных дел Фраттини недавно назвал «стратегически важной для нации».
Вклад ливийцев в 100 миллионов евро составляет 2% от капитала компании, которая является одним из основных мировых производителей оружия, военного снаряжения, она контролируется Министерством экономики, владеющим 32,4 % ее акций.
Каддафи мы продали вертолеты и поезда, подарили самолеты, системы контроля и патрульные корабли, но, несмотря на все договоры, он никогда не был надежным партнером. Ливийские инвестиции в Италию уже и так значительны (банк Unicredit — 7,5%, футбольный клуб «Ювентус» - 7,5 %, Eni -1%). По-вашему, это хорошая идея предоставить Каддафи также и контроль за нашей оборонной промышленностью?