Сухой снег хрустит под ногами Клары Шишкиной, когда она идет по замерзшей реке Инсар, где недостроенный мост, ведущий с противоположного берега, обрывается в воздухе над ее деревянным домиком в пряничном стиле.
Все эти дома по улице Тамбовской будут снесены, чтобы освободить место для моста, одного из многочисленных строительных проектов, реализуемых в рамках подготовки этого отдаленного города к приезду десятков тысяч международных футбольных болельщиков, когда Россия будет принимать у себя Чемпионат мира 2018 года.
Шишкина, 51-летняя школьная учительница, гордится тем, что Саранск стал одним из тринадцати отобранных для проведения матчей Чемпионата городов. "Но почему это надо делать за мой счет? Будто мы вернулись обратно в сталинскую эпоху, когда за отказ подчиниться тебя просто расстреливали", - говорит она.
Выбор Саранска, аккуратного опрятного города из пятиэтажных бетонных блочных домов в советском стиле, вызывает ряд вопросов, включая такой: Зачем крупнейшему спортивному мероприятию на планете понадобился провинциальный город с населением в 300 тысяч человек, в добрых шестистах километрах от Москвы? И кто может извлечь выгоду из решения российского правительства?
Премьер-министр Владимир Путин заявил, что Россия потратит как минимум 10 миллиардов долларов на обновление инфраструктуры в 13 городах, принимающих матчи ЧМ, при этом большая часть суммы поступит от частных компаний. Сумма, которую выделит федеральный бюджет, не конкретизировалась.
Но неясно, каким образом Саранск будет использовать новый строящийся для Чемпионата мира стадион на 40 000 мест после мероприятия. Местный футбольный клуб обычно не может заполнить даже свой действующий стадион, на 14 000 зрителей.
Тем временем критики губернатора Николая Меркушкина, который управляет регионом под названием Мордовия, где расположен Саранск, уже пятнадцать лет, также заявляют, что он и его семья извлекают выгоду из чемпионатных проектов.
Адвокат, оказывающий помощь Шишкиной в ее борьбе с выселением, указывает на альтернативный маршрут прокладки моста, который бы не затронул дома. Он заявляет, что строительная фирма под управлением брата губернатора планирует построить на живописном берегу реки многоэтажки.
Мост свяжет город с местом, где построят стадион, но местные жители подозревают, что это лишь предлог для расчистки земли от их неприглядных домов с целью получить больше места для массового жилищного строительства.
"Каждый в Мордовии знает, что в этом строительстве не обошлось без коррупции", - говорит адвокат Сергей Серебряков.
Преображение города хорошо заметно на примере его главной гостиницы. Номер "второй категории" ценой в 30 долларов своей ветхостью и убогостью дает возможность заглянуть в советское прошлое, с износившимся ковром, шумным холодильником и двумя миниатюрными кроватями. По другую сторону холла новый стандартный номер, идущий по 100 долларов, имеет все признаки трехзвездочного отеля.
Кроме обновления, местные власти планируют построить десяток новых гостиниц, включая два роскошных пятизвездочных отеля, в которые, по их расчетам, будут часто приезжать в командировки деловые люди и после Чемпионата мира.
Местный аэропорт, который сейчас обслуживает лишь несколько местных рейсов в день, будет реконструирован примерно за 350 миллионов рублей (11,4 миллиона долларов). Как минимум 12 миллиардов рублей (390 миллионов долларов) пойдет на ремонт дорог в ближайшие три года, и еще 5,5 миллиардов рублей (180 миллионов долларов) будет потрачено на стадион.
Мордовия рассчитывает на федеральное финансирование, как и на частные инвестиции, заявил Меркушкин в интервью Associated Press. Это большие деньги для региона с населением менее одного миллиона человек, где среднемесячная зарплата составляет всего 9,5 тысяч рублей (310 долларов). В Мордовии расположены два крупных завода, которые производят товарные вагоны и контейнеры, но это преимущественно сельскохозяйственный регион, известный своей картошкой и молоком.
Губернатор говорит, что Саранск - небольшой город, и ему самому потребуется сравнительно мало билетов на матчи, большая часть мест достанется приезжим гостям. Аэропорт расположен настолько близко к городу и к стадиону, что болельщики смогут прошмыгнуть на свои места буквально за 25 минут.
Меркушкин посмеялся над предположением, что его родственники получат выгоду от Чемпионата мира, и заявил, что деловые интересы его семьи "непропорционально раздуты" критиками. Он заявил, что его старший брат не строит дороги или стадионы, а работает в секторе жилищного строительства. "Я бы хотел попросить его поучаствовать в строительстве гостиниц, но он сопротивляется", - сказал губернатор.
Губернатор пообещал жестко следить за расходованием средств, чтобы Чемпионат мира прошел успешно. "Наша цель не заработать денег, а войти в историю", - сказал он.
Старший брат Меркушкина владеет контрольным пакетом в ведущей строительной компании, которая получает правительственные контракты. Младший брат губернатора - генеральный директор крупнейшей местной нефтяной компании, а сын Меркушкина имеет широкие интересы в сельскохозяйственном секторе, и его обвиняют в использовании своих связей для захвата земель.
Группа фермеров в 2006 году арендовала примерно 8 800 гектаров (20 000 акров) заброшенных земель под Саранском, которые раньше принадлежали четырем колхозам. После того, как фермеры два года трудились над восстановлением почвы, фирма, владельцем которой был сын губернатора, захватила землю, рассказывает адвокат фермеров Фаиля Макарова. Сейчас фермеры сражаются за победу в суде.
"Как и везде в России, те, кто нарушают закон, чувствуют себя в безопасности, если у них есть покровители наверху", - говорит Макарова.
Владимир Гридин, местный лидер оппозиционной партии "Яблоко", заявил, что "Мордовия - феодальное государство, где милиция, суды и следователи настолько тесно переплетены, что они могут делать все что хотят, запугивая людей, которые осмеливаются отстаивать свои права".
На месте нового стадиона в последний холодный зимний день грузовики разравнивали заснеженную землю, готовя площадку к началу строительства.
Менее чем в двух километрах на другом берегу реки примерно половина из примерно пятидесяти домов сейчас пустуют. Школьная учительница Шишкина и другие говорят, что они недовольны теми объектами, что им предложили для переселения, и не собираются уезжать. Но с течением времени условия, которые им предлагают, становятся только хуже.
68-летняя соседка Шишкиной Валентина Богачева, которая делит трехкомнатный дом со своим братом, говорит, что ей сперва предложили однокомнатную квартиру. Теперь единственный вариант для нее - комната в общежитии/спальном районе.
Меркушкин заявил AP, что большинство жителей были рады предложенным им возможностям переселения, и старые дома в любом случае придется снести, потому что в результате строительства неподалеку они все равно станут подвержены угрозе затопления.