В то время как американская общественность обращает свое внимание на растущую военную угрозу, которую представляет собой Китай – тут уместно вспомнить и о визите в этом месяце в США главы КНР Ху Цзиньтао, и о том, что недавно Китай представил прототип истребителя, сделанного по технологии “стелс” – некогда мощная военная машина более старого неприятеля, судя по всему, разваливается.
Доклад, озаглавленный “Новая российская армия” и представленный в Москве на этой неделе Центром анализа стратегий и технологий, серьезным и уважаемым российским исследовательским центром, говорит о том, что российские войска страдают от нехватки современного оружия, нечеткой военной доктрины, отсутствия значимых союзников и тревожного истощения личного состава.
Согласно цифрам, имеющимся в распоряжении Госдепартамента США, количество российских военных, некогда в лучшие годы холодной войны достигавшее четырех миллионов человек, сейчас сократилось до 1,1 миллиона. Вдобавок к этому, по оценке доклада, размер полностью боеготовых сил равен лишь двум американским бригадам, т.е. составляет что-то около 8-10 тысяч человек. У США же только в одном Афганистане сейчас размещены около ста тысяч военнослужащих .
Изменения в составе военной силы в России происходят во многом благодаря новому министру оборону Анатолию Сердюкову. Он бывший торговец мебелью, и кроме одного года, отданного службе в Советской армии, не имел практически никаких связей с военной отраслью прежде, чем занять этот самый ответственный руководящий пост в 2007 году. Его план сокращения расходов и ликвидации излишних потерь вызвал неоднозначную реакцию в России, и он затмевает планы американского министра обороны Роберта Гейтсва сократить оборонный бюджет на 78 миллиардов долларов за пять лет.
Газета New York Times сообщала в конце прошлого года, что, среди прочего, Сердюков призвал сократить число офицеров в российской армии примерно на 200 000 человек (включая 200 генералов), сократить персонал центрального командования на 60%, и снизить число военнослужащих на 130 000 человек за пять лет. А перед самым Новым годом он вызвал волнения в России, когда предложил военным избавиться от своего знаменитого автомата Калашникова и начать закупать более эффективное оружие иностранного производства.
Павел Фельгенгауэр, известный и давний российский военный аналитик, изучил доклад центра и пришел к выводу, что Россия сейчас страдает от плохо обученных, плохо мотивированных войск, куда попадает все больше людей с криминальным прошлым, а набор новобранцев стал огромным бременем.
“Министерство обороны сегодня призывает 18-летних, родившихся в начале 1990-х, когда уровень рождаемости мужчин в России упал с 1,5 миллионов в середине 1980-х до менее чем 800 000, - пишет Фельгенгауэр. - Привлечение преступников в ряды Министерства обороны и Министерства внутренних дел спровоцировало дедовщину в бараках и уменьшило степень боеготовности”.
В дополнение к проблемам с личным составом, российская военная промышленность, которая до последнего времени занимала второе место в мире, уступая только Соединенным Штатам, переживает ряд досадных неудач. Алжир недавно вернул только что поставленные российские истребители из-за многочисленных дефектов. А в конце прошлого года Россия решила закупить французские вертолетоносцы класса “Мистраль” для российского флота. Военный аналитик Fox News генерал-лейтенант в отставке Роберт Скейлс высказался по этому поводу прямо: “У России просто больше нет вооруженных сил как таковых”.
Для кого-то это хорошие новости, заявил Скейлс, “но это также увеличивает вероятность того, что российская гордость придет в противоречие с ее возможностями и увеличит шансы на просчеты, в частности учитывая зависимость России от ядерного оружия как замены обычным вооружениям”.