Управление транспортной безопасности США - федеральный орган, отвечающий за обеспечение безопасности в аэропортах страны, не сумело бы выявить и предотвратить теракт, подобный тому, что произошел 26 января (так в тексте – прим. перев.) в московском аэропорту «Домодедово». С таким предупреждением выступил член нижней палаты американского Конгресса от штата Флорида республиканец Джон Мика (John Mica), возглавивший недавно комитет палаты представителей по транспорту и инфраструктуре.
По заявлениям российских властей, взрыв в самом оживленном авиационном транспортном узле страны, приведший к гибели по меньшей мере 35 и ранениям 180 человек, осуществил террорист-смертник, пронесший в здание самодельное взрывное устройство, начиненное поражающими элементами.
Мика предупредил, что учрежденная в 2006 году Управлением транспортной безопасности программа, цель которой - обнаруживать возможных террористов в многолюдных аэропортах, не позволила бы заранее выявить теракт, подобный московскому.
Как сообщает ABC News, в рамках этой программы наблюдения за пассажирами, носящей название SPOT, управление подготовило более 3000 «наблюдателей за поведением», работающих сегодня в 160 аэропортах. Пройдя четырехдневную подготовку, эти сотрудники используют в работе методы выявления подозрительного поведения людей, которое может указывать на то, что кто-то намерен осуществить наносящие ущерб действия.
«Однако Главное контрольное управление заявляет, что Управление транспортной безопасности пользуется не обоснованными научно методами, - сообщает ABC News, - а критики в Конгрессе говорят, что программа эта ни в коей мере не помогла устранить недостатки в системе безопасности аэропортов».
Джон Мика отмечает, что озабоченность у него вызвали секретные отчеты об эффективности этой программы, с которыми он ознакомился. «Я увидел то, что случилось [в Москве], и это вызвало у меня еще большую тревогу», - говорит он.
Теракт произошел в зале прилета международного терминала аэропорта «Домодедово». В этой части аэропорта нет пунктов контроля безопасности. Как говорят эксперты по безопасности, эта проблема типична для крупных аэропортов во всем мире.
«В любом аэропорту мира, включая все аэропорты в США, нет никакой охраны и системы безопасности, пока вы не дойдете до зоны проверки, - заявил ABC News представитель Белого дома по вопросам борьбы с терроризмом Ричард Кларк (Richard Clarke). – Очень большие участки во всех аэропортах изначально не защищены».
Хотя Управление транспортной безопасности гордо заявляет о том, что его агенты арестовали более 1700 человек, используя методы программы SPOT, Главное контрольное управление, проведя собственную проверку, выяснило, что не менее 17 опознанных террористов прошли незамеченными через систему контроля и наблюдения агентов SPOT, по крайней мере, в 23 аэропортах. Более того, из 1700 арестованных ни один не был террористом.
В отчете Главного контрольного управления говорится, что программа SPOT основана на методике, которая оказалась ненадежной при выявлении подозрительного поведения. «Я считаю, что сегодня программа SPOT не обеспечивает ту степень защиты, которая у нас должна быть», - заявил Мика по поводу отчета.
Управление транспортной безопасности, со своей стороны, утверждает, что программа SPOT основана на научно доказанной методике, которую правоохранительные органы и военные используют много лет.
Тем не менее, в официальном блоге управления говорится, что отчет Главного контрольного управления будет принят к сведению и что его «рекомендации весьма полезны, поскольку мы продолжаем совершенствовать свои методы работы по мере развития науки и этой программы».
Мика подчеркнул, что все страны мира должны налаживать сотрудничество и взаимодействие в целях предотвращения терактов, подобных тому, что произошел в Москве. «США и каждая цивилизованная страна должны работать вместе, используя всевозможные средства для выявления, срыва и предотвращения этих кровопролитных терактов. Это еще один сигнал тревоги», - сказал конгрессмен.
Однако некоторые обозреватели выражают сомнения по поводу возможности обмена разведывательной информацией, опытом и знаниями в сфере безопасности со странами и негосударственными представителями, у которых с США весьма неоднозначные, а порой и открыто враждебные отношения, и которые в прошлом неоднократно оказывали тайную поддержку террористам.
Тем не менее, командующий командованием воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД) и Североамериканским командованием ВС США адмирал Джеймс Уиннфелд (James Winnefeld) согласился с оценками Мики, заявив о том, что такой теракт вполне мог произойти в одном из многолюдных аэропортов Америки. Он отметил необходимость сотрудничества между военными и правоохранительными органами всех стран мира, и в первую очередь, с российскими.
«Люди считают нас и русских противниками, но мы таковыми не являемся, в частности, в этой области», - заявил Уиннфелд.
Будучи командующим НОРАД, Уиннфелд возглавляет совместный американо-канадский комитет оборонного сотрудничества, отвечающий за предотвращение воздушных и морских угроз. А как командующий Североамериканским командованием ВС США, которое было создано после терактов 11 сентября, он руководит подразделением, несущим ответственность за защиту от атак на территории США и за оказание поддержки гражданским ведомствам в случае терактов и стихийных бедствий.
Уиннфелд отметил, что отношения между вооруженными силами и разведывательными органами США и России улучшаются, и что обмен разведывательной информацией и приемами действий в целях предотвращения таких нападений был бы хорошим ответом террористам. «Я бы приветствовал такую возможность, и откровенно говоря, я также был бы рад принять моего российского коллегу здесь у себя», - заявил адмирал Associated Press. По его словам, он хотел бы встретиться с командующим российской дальней авиацией, чтобы вместе подумать о том, можно ли выработать план такого сотрудничества.