Если кто-то еще сомневается, что Михаил Саакашвили – опасный фигляр, эта новость должна развеять все сомнения:
«Михаил Саакашвили, президент Грузии, заявил изданию The Independent накануне, что теракты, подобные взрыву террориста-смертника в понедельник в московском аэропорту, - это «месть» за политику России на Северном Кавказе. Он также сравнил страну с «крокодилом, готовым вас проглотить».
Российская политика на Северном Кавказе, безусловно, вносит свой вклад в проблему терроризма в России. Однако интересно, что западные обозреватели охотно делают выводы такого рода, когда речь идет о терроризме, направленном против других стран, но при этом большинство из них, похоже, неспособны осознать, что политика их собственных правительств тоже может быть схожим образом связана с терроризмом. Стоит также заметить, что Сакашвили сделал это публичное заявление всего через несколько месяцев после того, как Грузия отменила визы для жителей Северного Кавказа. На фоне возникающих у России проблем с безопасностью в регионе, этот шаг выглядел явной провокацией. Как писал прошлой осенью Томас де Ваал (Thomas de Waal):
«Грузия, которой не меньше нужна стабильность на ее северных границах, также ведет иррациональную игру. Грузинские власти приступили к проведению новой политики сближения с Северным Кавказом, что, по мнению россиян, является стратегией отделения этого региона от остальной России. Президент Саакашвили в одностороннем порядке объявил о ведении безвизового режима для северокавказских республик и выступил в ООН с собственной идеей «объединенного Кавказа», включая его юг и север. Такие идеи были бы похвальны, выскажи их поэт или даже бизнесмен. Но когда об этом говорит президент Грузии, они лишь усиливают российскую паранойю и российско-грузинскую напряженность».
Грубое заявление Саакашвили о «мести», прозвучавшее вскоре после провокационного решения об отмене виз и всего через несколько дней после чудовищного теракта в Москве, как будто специально нацелено на то, чтобы дать Москве повод дополнительно ухудшить отношения с Грузией и начать вести себя с Тбилиси еще менее гибко. Все может пойти и по еще худшему сценарию: безрассудство Саакашвили может стать для русского правительства предлогом, чтобы обвинить Грузию в причастности к взрыву в «Домодедово». Я, конечно, не ожидаю, что грузинский националист в настоящий момент будет глубоко сочувствовать российским жертвам теракта, но от вменяемого главы государства можно было бы ожидать, что у него хватит здравого смысла не провоцировать Москву, когда она готовится отреагировать на зверства террористов. Таким образом, перед нами очередное доказательство опрометчивости и безответственности Саакашвили. Покровительство и поддержка, которые оказывают ему США, опасны и для нас, и для Грузии.