Мажоритарные акционеры совместного предприятия ТНК-ВР обратились в британский суд с требованием приостановить сделку по обмену акциями между «Роснефтью» и ВР. Они утверждают, что сделка нарушает условия их соглашений.
Попытки российских топ-менеджеров, расхваливающих «благоприятный для инвесторов» климат в России, покорить Давос в какой-то мере свела на нет информация, которая подчеркивает византийские сложности ведения нефтяного бизнеса в Федерации.
Российские акционеры ТНК-ВР - совместного предприятия ВР в России - подали иск в лондонский суд, потребовав приостановить широко работу по недавно заключенной нашумевшей сделке между британским гигантом и российской госкомпанией «Роснефть», предусматривающей совместное освоение Арктики и обмен акциями. Три российских миллиардера, владеющих 50% акциями ТНК-ВР, объединенных в консорциум AAR, считают, что сделка мешает обязательствам, которые ВР взяла на себя в рамках СП в России. Иск будет рассматриваться на следующей неделе.
В Давосе генеральный директор ВР Боб Дадли (Bob Dudley) на вопрос об этом подчеркнул, что партнерство с «Роснефтью» сосредоточится на оффшорных операциях - в противоположность «континентальным» операциям, развиваемым в ТНК-ВР - и что британцы неизменно «привержены соблюдению соглашений».
Плохие воспоминания
Биржи на информацию об иске отреагировали плохо, котировки ВР за день упали на 2%. Потому что ТНК-ВР остается одним из сокровищ группы, представляя собой четверть добычи и пятую часть резервов. Кроме этого, перспектива нового противостояния напоминает былые кошмары. В 2008 году мощный конфликт между олигархами и ВР за операционный контроль филиала привел к бегству топ-менеджера Боба Дадли – которых с тех пор стал генеральным директором группы и стоит во главе сделки с «Роснефтью». В то время Кремль официально объявил о собственном нейтралитете. Но средства, использовавшиеся в ходе этой драчки, в результате чего российские миллиардеры получили полный контроль над филиалом (налоговые проверки, отказ от продления виз), позволяют усомниться в задекларированной беспристрастности.
Сегодня же российские акционеры, подав иск, рискуют пойти против Кремля. Дела государственной «Роснефти» пошли в гору после того, как она прибрала к рукам активы ЮКОСа. Ее возглавляет вице-премьер и приближенный премьера Путина Игорь Сечин. Как далеко зайдут олигархи в своем иске, поданным в лондонский суд? Разумеется, заранее не предугадаешь. Тем более, что один из трех олигархов – Михаил Фридман, признанный знаток глубин российского бизнеса, может воспользоваться этим делом как рычагом для осуществления других переделов, таких как приватизация «Банка Москвы», в которой он хочет поучаствовать. Но ВР, очевидно, находясь на пике развития, не нуждается в новых нескончаемых пертурбациях в своем филиале.
Во время объявления о сделке «Роснефти» и ВР Владимир Путин, отвечая на вопрос, а не рискованно ли иметь дело с компанией, считающейся главным виновником страшнейшего на сегодняшний день разлива нефти в истории США, и доверять ей разведку запасов в экологически хрупкой зоне, объяснил, что «за одного битого двух небитых дают». Подписывая соглашение с «Роснефтью» Боб Дадли, которого еще два года назад прогнали из России, тоже знал, на что идет.