Бывший крупный инвестор в Россию, обвиняющий российское правительство в том, что оно украло его фирмы и убило его юриста, испортил в четверг российское мероприятие по привлечению инвесторов, проходившее в Давосе.
Билл Браудер (Bill Browder), вложивший в Россию около 4 миллиардов долларов через свой фонд Hermitage, утверждает, что ему пришлось покинуть страну после того, как он обвинил российских чиновников в коррупции, и что часть его фирм была украдена сотрудниками министерства внутренних дел.
В прошлом году один из его юристов – Сергей Магнитский – умер в следственном изоляторе. Браудер утверждает, что причиной его смерти были пытки.
Это дело серьезно подорвало доверие инвесторов и навлекло на Россию критику со стороны западных организаций и правительств. Президент Дмитрий Медведев приказал расследовать обстоятельства смерти юриста и уволил несколько чиновников, однако, по словам Браудера, главные виновники остаются безнаказанными.
«Президент страны призвал расследовать деятельность людей, убивших моего юриста», - заявил Браудер главам западных компаний, собравшимся на специальную сессию под названием «Россия: следующие шаги к модернизации», которую вел российский вице-премьер Игорь Шувалов.
«Через год после расследования убийцы юриста получили повышение... Я спрашиваю вас, Игорь, что не позволит другим инспекторам получить в России тот же опыт, что и я?» - добавил он в ходе обсуждения.
Его слова резко контрастировали с похвалами в адрес России, которые звучали со стороны директоров некоторых ведущих мировых компаний, включая PepsiCo и Alstom.
Большинство директоров, компании которых заключают в России крупные сделки и осуществляют масштабные проекты, исключительно мягко говорили о необходимости увеличить прозрачность и лишь мимоходом упоминали коррупцию и недостаток законности, которые другие инвесторы называют основными проблемами России.
«Правительство делает все возможное, чтобы привлечь иностранных инвесторов», - заявила глава PepsiCo Индра Нуи (Indra Nooyi), с похвалой отозвавшись о скорости, с которой премьер-министр Владимир Путин одобрил покупку PepsiCo российской компании в конце 2010 года. По ее словам, одобрение было получено за считанные часы.
Шувалов, которого считают представителем либерального крыла российских политиков, отвечал на вопросы Браудера больше пяти минут, однако его слова были адресованы, скорее, аудитории, чем самому Браудеру.
«Это дело нам очень хорошо известно... Двадцать человек были сразу же уволены... Это не тот случай, о котором через несколько дней забывают», - заявил он по-английски.
«К сожалению, я не знаю результатов расследования и не в курсе, чем все кончилось... Прошлое - очень важная вещь, хотя оно и не всегда позитивно, однако мы должны концентрироваться на будущем», - добавил он.
«Вы должны признать, что страна меняется к лучшему. Если можно сказать, что с каждым годом ситуация с законностью становится лучше – не идеальной, но лучше, - это значит, что, я, на мой взгляд, делаю свою работу, - добавил он. – Нам следует работать вместе».