В конце минувшей недели начались постоянные поставки азербайджанской нефти по трубопроводу Одесса-Броды через Украину в Белоруссию для Мозырского нефтеперерабатывающего завода.
Накануне Баку и Киев подписали документы о транспортировке азербайджанских нефти и газа на Украину, что является очередным этапом диверсификации поставок энергоносителей из Азербайджана на мировые рынки.
Азербайджан и Украина являются активными участниками проекта создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора, одним из основных маршрутов которого является нефтепровод Одесса-Броды и проект его продления до польских Плоцка и Гданьска.
Наряду с новым маршрутом поставки энергоресурсов, транспортировка нефти по этому маршруту значительно повышает эффективность торговли азербайджанской нефтью и расширяет географию ее поставок.
Поставка нефти в Белоруссию через Украину открывает перед Азербайджаном рынок Карибского бассейна и США. Это связано с тем, что между белорусской, венесуэльской и азербайджанской сторонами существует договоренность относительно "swap" поставок.
Венесуэла имеет обязательства перед Минском на поставку нефти для обеспечения белорусских НПЗ. Однако реализация этого проекта требует значительных затрат на транспортировку нефти.
Наличие "swap" контракта позволяет поставлять в Белоруссию нефть из Азербайджана, и в свою очередь передавать венесуэльскую нефть в Южной Америке компании SOCAR (Госнефтекомпании Азербайджана).
В частности, SOCAR интересует венесуэльская нефть сорта Santa Barbara, которую компания намерена реализовывать на американском рынке, в основном на рынке Северной Америки, в том объеме, в котором венесуэльская сторона планирует поставки в Белоруссию. То есть SOCAR может поставлять нефть в Белоруссию и забирать такой же объем в Венесуэле.
Танкер с азербайджанской нефтью, которая будет замещать по "swap"-договору венесуэльскую нефть, уже пришвартовался в морском порту. В нынешнем году по подобной схеме планируется прокачать около четырех миллионов тонн углеводородного сырья.
Заинтересованность в поставке азербайджанской нефти на Украину и транзите через нее значительно повышаются в условиях выхода SOCAR на украинский рынок в качестве розничного продавца нефтепродуктов.
Во второй декаде января компания открыла сеть автозаправочных станций на Украине, которую планируется значительно расширить в течение пяти лет. За этот период количество автозаправочных станций, которые будут функционировать на Украине под брендом SOCAR, достигнет 500 единиц.
Выход на розничный рынок Украины открывает перед компанией возможности по дальнейшему продвижению на рынки европейских стран. SOCAR уже огласила свои намерения по выходу на рынок розничных продаж нефтепродуктов Румынии, что означает выход на рынок ЕС. Этот процесс еще более может быть подкреплен давними намерениями SOCAR приобрести НПЗ в Украине или одной из стран Восточной Европы.
По итогам переговоров президентов Азербайджана и Украины в Давосе стороны также заключили меморандум о сотрудничестве в организации поставок сжиженного газа на Украину.
В последние годы Украина стала "камнем преткновения" в газовых конфликтах между ЕС и Россией. Эти проблемы сказываются и на самом Киеве, который практически полностью зависит от импортируемого российского газа.
Сегодня Украина рассматривает различные альтернативы поставкам российского газа. В частности, Киев был инициатором проекта White Stream, который предполагает транспортировку азербайджанского газа через территорию Грузии и по дну Черного моря в Украину. Однако этот проект требует больших инвестиций, и до сих пор не ясно, кто будет их вкладывать.
В последнее время Украина переключилась на новый проект поставки газа, и в частности азербайджанского, который предполагает строительство на черноморском побережье терминала для приема сжиженного газа. Этот проект более реалистичен, особенно на фоне реализуемого проекта Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector (AGRI), который предполагает поставки сжиженного газа из Азербайджана через Грузию и Черное море в Румынию.
Мощность проекта AGRI рассматривается в трех вариантах - два миллиарда кубических метров газа в год, пять миллиардов кубических метров и восемь миллиардов кубических метров. По предварительным данным, в зависимости от мощности проекта его стоимость варьирует от 1,2 миллиарда до 4,5 миллиарда евро.
Проект предполагает транспортировку азербайджанского газа по газопроводам на черноморское побережье Грузии, где этот газ будет сжижаться на специальном терминале, после чего танкерами будет поставляться через Черное море.
В наличии большого количества различных проектов по транспортировке энергоносителей на новые рынки сбыта в первую очередь заинтересован Азербайджану. Несмотря на то, что республика уже фактически обеспечила свою энергетическую безопасность за счет добычи достаточного количества углеводородов и наличия многовекторных маршрутов их транспортировки, поиск новых направлений сотрудничества повышает эффективность экспорта и экономическую составляющую этого процесса.