Некоторых из менее проницательных читателей Democratist стоит простить за веру в то, что США были застигнуты врасплох восстанием в Египте, и что события, которые там происходят, получили толчок в основном за счет подобного же восстания в Тунисе пару недель назад.
Конечно именно такое впечатление может сложиться в связи с недостатком публичных заявлений американских властей по этому поводу вплоть до вчерашнего дня (28 января), а также в связи с очевидным нежеланием отказываться от своего давнего союзника Хосни Мубарака, которое продемонстрировал Обама в своем заявлении прошлым вечером, несмотря на то, что становится все более очевидным, что надвигается его крах.
Но если вы думали, что американцев застали врасплох, вы ошибаетесь, потому что на самом деле восстание в Египте с самого начала было запланировано и срежиссировано ЦРУ - по крайней мере так считает Russia Today.
Со вчерашнего позднего вечера RT заявляет, что последние из опубликованных Wikileaks депеш свидетельствуют о том, что США планировали свергнуть Мубарака как минимум "три года", и что эти документы "показывают, что Вашингтон тайно поддерживал стоящих за восстанием лидеров".
Любопытно, что RT не приводит ссылку на эти документы на своем веб-сайте, так что Democratist решил посмотреть сам…
Оказывается, что суть "заговора США" (в соответствии со статьей в Telegraph, которая и дала толчок этому сюжету) заключалась в том, что посольство США в Каире помогло молодому диссиденту приехать на встречу активистов в Нью-Йорке в декабре 2008 года, при этом сохраняя инкогнито для египетской государственной полиции.
Через пару дней после своего возвращения, когда этот человек заявил, что египетские оппозиционные силы разрабатывают план по переходу к парламентской демократии, посол США Скоуби (неудивительно) задалась вопросом, может ли сработать столь "нереалистичный" заговор, и вообще существует ли он.
Реакция Скоуби (как и вчерашнее заявление Обамы) и содержание других документов Wikileaks, постоянно подчеркивающих глубокие, продолжительные и прочные политические и военные связи между США и режимом Мубарака в течение тридцати лет, заставляют предполагать совсем другой сценарий, нежели тот, что был озвучен Russia Today; тот, в котором США пытались сохранять баланс между реальной политикой поддержки важного, хотя и неприятного автократического союзника и сравнительно ограниченной либеральной политикой помощи умеренным оппозиционерам. Следовательно, очевидно, что американцы не ожидали, что их демократизационные процессы будут иметь какой-либо значимый эффект в краткосрочной перспективе, и оказались в основном неподготовленными к последовавшему восстанию.
Так почему же RT неожиданно решило, что то, что происходит в Египте - это переворот при поддержке ЦРУ?
Ответ просто; как и в Грузии и на Украине, с точки зрения номенклатуры, любое крупное народное демократическое восстание должно быть представлено российскому народу (и если уж на то пошло, то и всему миру) как часть "американского заговора", потому что чего следует всеми силами избегать, так это мысли о том, что люди на самом деле могут думать за себя.
Пока это все считается ошибкой ЦРУ, все хорошо. Но если люди в других странах могут свергать деспотические режимы, тогда русские могут постепенно прийти к идее, что однажды они могут сделать то же самое - а этого нельзя допустить.
Позиция Russia Today раскрывает ненадежность современной автократии; египетский мятеж ясно говорит о том, что при том, что в последние годы можно было наблюдать некоторый обратный ход демократии в СНГ (Украина, Белоруссия), в глобальном масштабе последние два века (а особенно последние шестьдесят лет) демонстрируют растущий потенциал демократических идеалов и ценностей и разрушение автократии как законной формы управления, даже в самых неожиданных местах, и несмотря на то, что Соединенные Штаты усмотрели в этом вопросе лицемерие.
В перспективе номенклатуре стоит сильно опасаться этой тенденции, и поэтому неудивительно, что их апологеты предпринимают все усилия для того, чтобы объяснить ее (данную тенденцию) возрождением западного империализма. В свою очередь, США и ЕС могут значительно выиграть; но только если они своими действиями, как и словами, четко продемонстрируют, что в дополнение к необходимой реальной политике они готовы признавать и поддерживать демократические ожидания людей в регионе, да и везде во всем мире, где это возможно.