Выставка (речь идет о выставке «Михаил Горбачев. Perestroika» в Московском доме фотографии - прим. ред.) всколыхнула всю Москву. Или по крайней мере те узкие либеральные круги, для которых перестройка остается символом надежды. Дело в том, что в глазах большинства россиян либеральные реформы Михаила Горбачева, которые потрясли страну в конце 1980-х годов и привели к распаду СССР, являются черным периодом в истории страны. Некоторые из 300 представленных в Манеже фотографий наглядно демонстрируют все тяготы того бурного времени: нехватка продуктов, пустые витрины, очереди перед магазинами. Есть здесь и символы краха империи, о которой многие россияне вспоминают с ностальгией: уличные выступления в Литве и Грузии.
«Конечно, я о многом сожалею. Были совершены серьезные ошибки», - заявил Михаил Горбачев на открытии выставки. «Перестройку не удалось довести до конца», - объяснил бывший лидер, который стал на Западе настоящим символом либерализации, но остается в России одним из самых непопулярных деятелей. Фотографии напоминают об этом пришедшем с запада ветре перемен, который до сих пор неоднозначно воспринимается большей частью населения: свобода слова, современное искусство, появление новых модных стрижек, публикация еще вчера запрещенных книг… А также дружеские встречи Горбачева и Рейгана, падение берлинской стены и вывод войск из Афганистана.
«Это был хаотичный период, однако двадцать лет спустя он позволил мне стать тем, кто я есть сегодня…», - иронизирует Дарья Маркова из финансовой компании, чей офис расположен недалеко от Манежа и Кремля. «По крайней мере при Горбачеве либерализация шла вперед. Не то, что сегодня при Путине!» Сам Горбачев также критикует нынешний российский режим, осуждая отмену прямых выборов и вездесущую коррупцию, а также утверждает, что страна как никогда «нуждается в свободе слова». Сегодня вечером либеральная оппозиция собирается провести уличную акцию, ставшую уже традиционной 31 числа каждого месяца. Делается это для того, чтобы символически потребовать соблюдения 31 статьи Конституции о праве на собрания. Праве, которого также удалось добиться благодаря перестройке.