Мир с растущим ужасом наблюдал за тем, как последние шесть недель, белорусский режим беспощадно и систематически стремился разрушить гражданское общество и зарождающуюся в стране оппозицию.
Насилие, произошедшее в ночь 19 декабря, после президентских выборов, было шокирующим. Но хотя с тех пор внимание мировых СМИ оказалось приковано уже к другим событиям, репрессии в Белоруссии продолжаются.
Четыре кандидата в президенты и многочисленные политические и гражданские активисты остаются в заключении; у нас нет никакой возможности независимо проверить их благосостояние. Многим из них грозят годы в тюрьме по обвинениям в организации беспорядков, хотя появляется все больше доказательств того, что насилие в ту ночь было инсценировано самими властями. Мы стали свидетелями странно неестественных публичных покаяний, с которыми в государственных СМИ выступили задержанные активисты оппозиции. Можно лишь предположить, что заставило их изменить своим идеям буквально за одну ночь.
Режим также использует другие инструменты для преследования тех белорусов, кто рискнул высказать свое независимое мнение. Каждый день в Белоруссии обыскивают и громят дома и учреждения. Белорусские спецслужбы арестовали для проведения допросов более 200 человек – и это в дополнение к тем 700, кто был арестован в ночь 19 декабря. Мы получаем информацию о юристах, лишенных лицензии адвоката за выступления против плохого обращения, которому подвергались их клиенты. Мы вот-вот увидим, как из университетов выгоняют студентов, присоединившихся к протестам, как это уже было после последних президентских выборов в 2006 году.
В европейском окружении происходит серьезный кризис. Мы должны действовать. На предстоящем заседании Совета по внешним делам Европейского Союза мы призовем ЕС восстановить пакет жестких санкций против Белоруссии и рассмотреть возможность дополнительных мер, направленных против режима Александра Лукашенко. Мы не можем сквозь пальцы смотреть на то, что происходит сегодня в братской европейской стране. Президент Лукашенко сделал свой выбор, и у нас нет другого выбора, кроме как ответить соответствующим образом.
Если Белоруссия отвернется от мира, это будет плохо для Белоруссии. Доверие инвесторов будет подорвано, и страна пойдет наперекор пути свободы и справедливости, которые так ценит остальной мир.
Как мы дошли до такого?
Всего лишь месяц назад казалось, что Белоруссия очень медленно, но верно движется в правильном направлении. Нескольким кандидатам было позволено участвовать в президентских выборах; они даже получили ограниченный доступ к СМИ. Политзаключенные были освобождены. Минск начал закидывать в ЕС пробные удочки с инициативами более тесных экономических связей.
Мы в ЕС были готовы осторожно ответить на это укреплением сотрудничества взамен на продолжающееся движение в сторону международных норм. В ноябре мы возобновили санкции ЕС против Белоруссии, но решили придержать их вступление в силу до декабрьских выборов. Затем случилась ночь 19 декабря и ее последствия, которые разбили иллюзии терпимости и продемонстрировали истинные намерения президента Лукашенко.
Мы решительно настроены на действия против белорусского режима. В то же время мы не оставим народ Белоруссии на произвол судьбы. Мы продолжим поддерживать гражданское общество Белоруссии; более того, мы умножим наши усилия. Мы хотим, чтобы белорусы поняли, что их товарищи-европейцы – с ними. И когда Белоруссия решит вновь присоединиться к европейскому сообществу наций, мы будем ждать, готовые принять ее в свои ряды.
Г-н Хейг – министр иностранных дел Великобритании, а г-н Вестервелле – министр иностранных дел Германии.