Владелец британских газет «The Independent» и «Evening Standard» и московской «Новой Газеты» Александр Лебедев – не самый богатый из российских олигархов, но уж точно самый творческий. Бывший сотрудник КГБ, работавший в 80-е годы в посольстве СССР в Великобритании, в свои 50 с лишним лет полон творческих планов и энергии, хотя дела в его банковском бизнесе обстоят не лучшим образом.
Лебедев многосторонен. Кто-то называет его позером и скользким человеком. Другие – знаменосцем борьбы за гласность и против коррупции в России. В кругах либеральной оппозиции его ценят за поддержку «Новой Газеты» и считают, что в спецслужбах есть коррумпированные чины, которые хотели бы вынудить Лебедева эмигрировать из России. Посвятив боле двух десятилетий активной издательской и банковской деятельности, он знает много, уверяют они. Может быть, даже слишком много. Его живая речь изобилует незаконченными фразами, накладывающимися одна на другую, что вызывает замешательство тех его собеседников, что привыкли к четко сформулированным тезисам. Одна из наиболее часто высказываемых им идей заключается в необходимости тщательного расследования связей между западным и российским преступным миром и объединения международных усилий для того, чтобы «начать новый этап во всемирной борьбе против коррупции».
Лебедев родился в Москве, в семье преподавательницы английского языка и научного работника, окончил МГИМО, а впоследствии поступил в Краснознаменный институт КГБ СССР. В 2010 году по версии журнала Forbes он занял 34 место среди российских олигархов. Его состояние оценивалось в 2 миллиарда долларов. В мировом списке миллиардеров по версии Forbes он занял 488 место, пропустив вперед Эстера Копловица (Esther Koplowitz). Тем не менее, он предпочитает, чтобы его воспринимали как «журналиста, проводящего расследование». «Где вы видели олигарха, выращивающего картошку и летающего на ту-204?», говорит он, имея в виду свой сельскохозяйственный бизнес (самые крупные посевы картофеля в России) и отечественную авиапромышленность, которую он активно поддерживает, несмотря на множество неудач и разочарований. При финансовой поддержке Лебедева был восстановлен театр им. Антона Чехова в Ялте (Украина). Он – непримиримый враг игорного бизнеса. Олигарх владеет 15% акций «Аэрофлота». Через Национальную резервную корпорацию (НРК) приобрел 78,19% акций Национального резервного банка (НРБ).
Сейчас он занят сбором документов, чтобы нейтрализовать нависшую над ним угрозу. Как явствует из письма, направленного им президенту РФ Дмитрию Медведеву, бизнесмен не участвовал в работе Всемирного экономического форума в Давосе, который в прошлом часто посещал.
В ноябре 2010 года сотрудники ОМОН в сопровождении представителей ФСБ произвели обыск в центральном офисе НРБ в Москве, ссылаясь на то, что ищут документы, связанные с предполагаемым хищением денежных средств банковскими работниками, выделенных государством во время кризиса 2008 года для оздоровления другого лопнувшего банка. Лебедев уверяет, что вернул деньги и что НРБ даже вложил собственные средства для оздоровления обанкротившегося учреждения. В январе, в центральный офис НРБ – современное и хорошо оборудованное помещение – приехали сотрудники пожарной инспекции и закрыли помещение сроком на три месяца. Лебедев считает, что все эти действия направлены против него лично с целью завладеть НРБ, который он оценивает в миллиард долларов, либо отомстить за какую-нибудь критическую статью в «Новой газете».
«Эти коррумпированные правоохранительные органы ведут себя подобно бандитам, но только бандитам, носящим милицейскую форму или погоны весьма высокопоставленных должностных лиц ФСБ, пытающихся предъявить мне обвинение в совершении какого-либо преступления, как они это делали в отношении других предпринимателей», говорит Лебедев. Он считает, что у ОМОНОВцев «наверху нет никаких покровителей, и они действую самостоятельно».
Лебедев полагает, что журналисты всего мира должны объединиться и провести международное расследование фактов отмывания денег, а также зон, свободных от налогообложения. Он даже предлагает конкретные темы: «Банкир Сергей Пугачев из Межпромбанка отмыл 3 миллиарда долларов. Вы думаете, Центробанк ничего не знал? Я лично так не думаю. Межпромбанк был одним из самых крупных банков России в течение ряда лет. Он собирал деньги и вкладывал их в Монако через 200 кредитов, предоставленных в оффшорных зонах», утверждает он. «Проверяют ли французы источники происхождения денег, украденных у русского народа, на которые была куплена газета «France Soire?», спрашивает он, ссылаясь на одно из приобретений Пугачева. «Это мой вопрос к французскому правительству», добавляет Лебедев. Петербуржец Пугачев стал членом Совета Федерации и за свою внешнюю религиозность получил прозвище «Православный банкир».
В лихие девяностые олигарх развил бурную деятельность. В 1995 его банк НРБ проводил операции Газпрома, связанные с задолженностью Украины. Он также участвовал в мероприятиях с целью снятия с должности генерального прокурора Сергея Скуратова в 1999 году. Генпрокурор угодил в ловушку, предположительно расставленную ФСБ по инициативе Путина. Кадры, на которых фигурировал похожий на него человек в компании проституток, были использованы для снятия Скуратова с должности. Генпрокурор «придумал против меня 18 уголовных обвинений», утверждает Лебедев. Когда его сняли с должности, банкир получил справку в отсутствии доказательств приписываемых ему преступлений, в том числе создания подставных фирм и незаконного приобретения оружия.
Как утверждает Лебедев, Скуратов возглавлял криминальную структуру, в которую входила «ореховская» преступная группировка. Тогда Лебедев приобрел очень важный опыт, поскольку, как он говорит, ему пришлось обеспечить охрану «одиннадцати девочек легкого поведения», дававших показания по данному делу, в то время как Скуратов все еще занимал должность Генпрокурора. «Когда охрану свидетельниц поручили Министерству внутренних дел, то одну из них изнасиловали, вторую избили, а третью чуть не убили», продолжает Лебедев. «Я их всех тогда спрятал и должен сказать, что это не очень-то весело прятать одиннадцать свидетелей, которым нужно являться для дачи показаний».
Касаясь дела журналистки «Новой Газеты» Анны Политковской, убитой в 2006 году, Лебедев сообщает о «новых фактах», сопровождаемых свидетельскими показаниями, которые могут вывести на след заказчика преступления. Он заверяет, что свидетель явится в суд, «когда все будет готово». «У нас программа защиты свидетелей не работает», говорит он. «Разве может чувствовать себя в безопасности человек, выступающий свидетелем по делу Политковской? Вы считаете, что органы безопасности обеспечат ему защиту? Нет. А Генпрокуратура? Если бы я был свидетелем, то никогда бы к ним не пошел. Уж лучше я им обеспечу охрану. Необходимо защитить жизнь свидетеля, которого, разумеется, захотят устранить. Как только охраной свидетеля занимается МВД, то можно с ним попрощаться».
Еще одним журналистом «Новой Газеты», умершим при странных обстоятельствах в 2003 году, стал Юрий Щекочихин. И в этом случае «может возникнуть важный свидетель, но он еще не созрел. Как считают в «Новой Газете», Щекочихина отравили особым ядовитым веществом, таким как полоний», говорит бизнесмен.
С 2003 по 2007 год Лебедев был депутатом Государственной Думы, где состоял в различных фракциях, включая прокремлевских единороссов. Он безуспешно пытался конкурировать с Юрием Лужковым за должность мера Москвы и также потерпел неудачу при выставлении своей кандидатуры на должность мэра Сочи, где в 2014 году будут проходить Зимние олимпийские игры.
Существует ли солидарность среди ветеранов органов безопасности СССР? Лебедев отвечает, что «в такой же степени, в какой она существует среди гинекологов или бывших водителей трамвая». Банкир утверждает, что познакомился со своим бывшим коллегой по работе в 1990 году. Ему его представил нынешний министр финансов Алексей Кудрин.
Олигарх финансирует «Новую Газету». Формально, 49% акций принадлежат ему и Михаилу Горбачеву. Остальной 51% - трудовому коллективу издания. «Я считаю, что «Новая Газета» - это общественность страны, которая делает большую и ужасно рискованную работу. Им сделали предупреждения за экстремистские высказывания, и судебные инстанции вынесли решение не в их пользу. Тем не менее, появляются молодые журналисты, не испытывающие чувства страха», подчеркивает Лебедев. Приобретенные им газеты «The Independent» и « Evening Standard» все еще не приносят дохода. Сын Лебедева Евгений занимается в Великобритании газетным бизнесом своего отца.
Лебедев положительно относится к публикациям Wikileaks. «Мир средств массовой информации станет другим после утечек Wikileaks». Он согласен с теми служебными записками американских дипломатов, где о России говорят как о бандитской стране. «Это верный образ. Речь идет об очень хорошо организованной банде», заключает он. Олигарх надеется на то, что налоговые органы отреагируют на публикацию о 20 000 банковских счетов в Швейцарии. «По сообщениям ассоциации Fair Tax Convention –продолжает он-, в мире насчитывается до 20 триллионов «грязных» долларов, которые живут своей собственной жизнью. В филиале одного швейцарского банка лежит пара триллионов долларов российских денег», говорит Лебедев.
Лебедев не стремится к тому, чтобы стать российским медиа-магнатом, подобным Руперту Мердоку (Rupert Murdoch). «Мердок со своими табло вызвал культурную деградацию англичан, хотя российское телевидение нанесло еще более сокрушительный удар по культурному уровню русских. Но Лебедеву нравится то, что Мердок расследует коррупцию и загоняет в угол коррумпированных чиновников. Поэтому, пусть будет побольше Мердоков. Раньше у России было двое Мердоков – Владимир Гусинский и Борис Березовский-, но после того, как они были вынуждены покинуть страну, телевидение у нас стало столь же ужасным, как и во времена СССР».
Банкир состоял в ряде политических партий. «Когда мне нужно провести тактический маневр ради стратегической победы, я действую, как Ленин», говорит он, ссылаясь на свою причудливую политическую биографию. Лебедев тесно связан с Горбачевым, оказывает поддержку ему и его Социал-демократической партии. «Я поддерживаю Горбачева как воплощение ценностей, как политика, философа и человека. С моей точки зрения, он принадлежит к особому разряду людей. У него в руках была сосредоточена власть, он управлял огромной страной. Это идеалист, возникший на развалинах провалившегося эксперимента и неожиданно решивший дать власть народу, не потеряв при этом голову, не бросившись обогащаться, не получив ни одной нетрудовой копейки. Это человек, обладающий нравственными устоями. Потому что он страдает за других, думает о других и действует ради других. А у нас это не очень-то привычно, и его не понимают».
Оценивая те 20 лет, что прошли после распада СССР, Лебедев заявляет, что Россия продвинулась к демократии на 40%, однако Путин повернул ее вспять на 20%.