Россия столкнется с политическим коллапсом, если только президент Медведев не вмешается, чтобы остановить полный развал ее судебной системы, предупредил сегодня (31 января) заключенный в тюрьму нефтяной магнат и бывший владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский.
В открытом письме, адресованном президенту спустя месяц после осуждения на второй тюремный срок, Ходорковский призывает г-на Медведева выступить против безудержной коррупции в рядах чиновников, которая, как он сказал, уничтожает доверие народа к властям.
«Речь не идет о вмешательстве в систему правосудия или о том, как спасти меня, - сказал Ходорковский, чей восьмилетний тюремный срок был продлен до 2017 года после того, как он был осужден за кражу нефти и отмывание денег в Хамовническом суде Москвы. – Полный развал судебной системы, который мы наблюдаем сегодня, угрожает непоправимыми последствиями для всех и каждого, для всей страны».
Письмо, попавшее в редакцию газеты Times, это досадный публичный удар по г-ну Медведеву, который только что призвал мировых лидеров, принимавших участие во Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе, поддержать российскую экономику.
Ходорковский обратился к г-ну Медведеву с призывом избежать политического переворота, ослабив влияние «силовиков», группы бывших сотрудников КГБ, подчиняющихся премьер-министру Владимиру Путину, которые, по словам бывшего олигарха, считают себя полностью над законом.
Неспособность остановить углубляющуюся пропасть между властями и обычными россиянами «продемонстрирует, что, с практической точки зрения, в стране не остается других способов защитить гражданские права, кроме как ‘выйти на улицы’.
Без уверенности людей в государственных институтах, потенциал грубой силы как метода управления не бесконечен», - написал Ходорковский в своем письме. «Потребность в справедливости, правах человека и защите достоинства – это то, чье время пришло, и что сегодня ищет пути своей реализации.
Когда добропорядочные люди стыдятся своей страны… это глубокий нравственный конфликт и опасно гниющая рана в обществе». Ходорковского осудили в декабре после двадцатимесячного судебного процесса, который международные наблюдатели осудили как политически мотивированный. За несколько дней до того, как судья Виктор Данилкин вынес свой приговор, г-н Путин заявил, выступая по общенациональному телевидению, что «мы должны действовать исходя из того, что вина г-на Ходорковского была доказана в суде».
Описывая вмешательство г-на Путина как «скандальное», Ходорковский призвал г-на Медведева отдать приказ о расследовании утверждений о том, что судья Данилкин испытал политическое давление, призванное склонить его в сторону обвинительного приговора. Бывший в свое время богатейшим человеком России с состоянием в 15 миллиардов долларов, Ходорковский впервые был арестован в 2003 году и осужден за уклонение от уплаты налогов после того, как поссорился с г-ном Путиным, бывшим в то время президентом, из-за финансирования оппозиционных политиков в ходе парламентских выборов.
Сторонники Ходорковского осудили второй судебный процесс, назвав его предлогом для удержания бывшего главы ЮКОСа в тюрьме и после президентских выборов следующего года, когда, как ожидается, г-н Путин вернется в Кремль. Ходорковский и его деловой партнер Платон Лебедев имели право на условно-досрочное освобождение в октябре, но это было до того, как их осудили за кражу у ЮКОСа 218 миллионов тонн нефти, произошедшую между 1998 и 2003 года, и за отмывание 23.5 миллиардов долларов прибылей.
Г-н Медведев разочаровал либералов, надеявшихся, что он ослабит авторитарную систему, установленную г-ном Путиным, которого по-прежнему считают главным в России. Ходорковский признал, что многие россияне считают, что г-н Медведев «ничего не решает», но сказал, что формально президент является «гарантом прав и свобод граждан».
«Грубое нарушение этих прав ухудшает правовой нигилизм судей и, в особенности, ведет к тому, что они крайне свободно интерпретируют уголовное законодательство», - написал он, сославшись на обещание г-на Медведева, данное при вступлении в должность президента в 2008 году, покончить в России с «правовым нигилизмом».
В Давосе г-н Медведев призвал инвесторов поддержать амбициозные планы модернизации российской экономики.
Ходорковский также написал, что его приговор продемонстрировал, что суды считают рост производства, прибылей и дивидендов «доказательством преступной деятельности» компаний. «Произошедшее в Хамовническом суде – лишь самый наглядный пример российской практики вымогательства, незаконного перераспределения собственности и преследования нежелательных лиц с помощью поддельного правосудия», - сказал он.
«В подобных условиях можно понять, почему Россия привлекательна для авантюристов и воришек, но как привлечь и удержать серьезных инвесторов, интеллектуалов, для которых открыт весь мир? Многократным завышением показателей прибыли? Личным гарантиями премьера? Таковы инструменты модернизации в 21-м веке?»
Взлет и падение бизнесмена
Михаил Ходорковский вырос в двухкомнатной квартире в Москве. Он был заместителем председателя комсомольской организации своего ВУЗа.
Ходорковский основал банк «Менатеп» в 1989 году, выкупил 90 % акций НК ЮКОС в 1996 году, был осужден за уклонение от уплаты налогов и мошенничество в 2005 году
Провел в тюремном заключении семь лет, сначала в Сибири, потом в Москве. Делил с 15 другими людьми камеру с железными кроватями, одним столом и одним туалетом.
Перчатка, брошенная кукловоду
Комментарий Тони Хэлпина
Он должен был так сказать, не так ли? Легко утверждать, что критика российской судебной системы со стороны Михаила Ходорковского – это не более, чем бормотание осужденного преступника, олигарха, сыгравшего и проигравшего Владимиру Путину в игру с высокими ставками.
Легко и неверно. Нет никакой необходимости видеть в бывшем нефтяном магнате российского Нельсона Манделу (как это делают некоторые), чтобы согласиться с тем, что его доводы бросают вызов г-ну Медведеву, призывая его оправдать два ключевых обещания: установить диктатуру закона и модернизировать экономику России.
Второй процесс над Ходорковским стал мерой бессилия г-на Медведева как лидера страны, потому что он показал, что правосудие продолжает зависеть от политической необходимости.
Игорь Сечин, министр энергетики и фактический глава клана «силовиков» вокруг г-на Путина, заявил в Давосе на прошлой неделе, что первоначальное осуждение Ходорковского в 2005 году пошло на пользу инвестиционному климату, установив «правила игры» для ведения бизнеса в России. Однако многие инвесторы вынесли для себя урок о том, что бизнес остается уязвимым для потенциально разрушительного вмешательства, если у него нет защиты в Кремле.
Более широко Ходорковский говорит об опасной пропасти, лежащей между россиянами и политической системой страны. Власть остается в руках г-на Путина, а полномочия осуществляются карманным парламентом с дублером-президентом, которому не хватает мужества, чтобы стать своей собственной политической личностью.
Многие в рядах российской элиты видят существующие угрозы и считают возвращение Путина в 2012 году прелюдией к застою в лучшем случае и к более жестким репрессиям в худшем, если экономическое недовольство продолжит разрастаться. Связав свою собственную судьбу с правовым государством, Ходорковский превратил себя в лакмусовую бумажку для попыток найти другой выход вовремя.