После сфальсифицированных выборов декабря прошлого года, жесткое закручивание гаек и крутые меры властей лишь добавило страданий и без того пребывающей на осадном положении белорусской демократической оппозиции, гражданскому обществу и СМИ. В ответ министры Европейского Союза, как ожидалось, в понедельник должны были одобрить новый запрет на въезд и замораживание активов самого Александра Лукашенко, белорусского диктатора, и более чем ста пятидесяти его приспешников. Шаг сделан, но его недостаточно. Теперь пора нанести удар по г-ну Лукашенко там, где будет больно - по экономике.
ЕС заслуживает уважения за этот решительный шаг, представляющий собой радикальное изменение по сравнению с его предшествующей двухлетней кампанией по "привлечению" г-на Лукашенко. Эта политика провалилась, и на ее место пришли новые обещания увеличить поддержку демократических сил в стране. Но можно сделать еще больше в плане оказания давления с целью продвижения реформ, а также с целью добиться свободы для десятков политзаключенных, удерживаемых белорусским КГБ. Освобождение двух известных заключенных в выходные не оставляет сомнения, что режим Лукашенко поддается такому давлению.
Чтобы добиться освобождения заключенных и оказать давления с целью добиться широких перемен, Запад должен теперь принять меры экономического характера против Минска. Подпитываемый массовыми российскими субсидиями и растущими бизнес-связями с Евросоюзом, белорусский диктатор смог купить политическое молчаливое согласие своего народа. Доходы также позволяют ему содержать обширный аппарат служб безопасности.
Однако материальное положение г-на Лукашенко стало в последнее время менее стабильным, что создает отличную возможность для применения давления. Россия начала поэтапно отказываться от субсидий в виде дешевых нефти и газа, в то время как некогда вполне современная белорусская продукция стала менее конкурентоспособной за годы отсутствия инвестиций и реформирования экономики страны. Чтобы залатать дыры в бюджете, Минск берет займы в ошеломляющих масштабах, только за последние три года увеличив государственный долг страны в три раза. Разрекламированная "белорусская модель" все больше разваливается. Это уязвимые места, которыми США и Европейскому Союзу нужно воспользоваться.
Во-первых, ЕС должен заморозить активы белорусских компаний и их подразделений, которыми владеет государство (читай Лукашенко). США доказали, что такие меры работают, три года назад, когда были блокированы вклады нефтяной монополии "Белнефтехим", что вынудило г-на Лукашенко освободить политзаключенных.
Во-вторых, Евросоюз должен пересмотреть свое использование белорусских экспортных товаров. Продажа, в основном, в Европу, нефтехимической продукции обеспечивает значительную часть белорусских доходов. Дизельное топливо, производимое на белорусских предприятиях, при всем при том, составляет всего 1% от всего дизельного топлива, используемого в ЕС. Прерывание торговли нанесет мало вреда самому Европейскому Союзу, но станет серьезной экономической проблемой для г-на Лукашенко. Белоруссии также скоро понадобится заемное финансирование, по мере того как запасы ее истощаются, а долги требуют обслуживания. Пока не будут освобождены новые политзаключенные, Европейскому Союзу нужно отрубить кредитную линию. А международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ), должны последовать этому примеру.
Наконец, г-н Лукашенко долгое время зависел от темных дел в сфере продажи оружия для пополнения своей казны. В последнее время появились обвинения в том, что Белоруссия продала ракетные системы Ирану, а самолеты, предоставленные Белоруссией и пилотируемые белорусами, бомбили французскую военную базу во время гражданской войны в Кот-д'Ивуаре в 2004 году. Такие сделки тоже должны быть в будущем блокированы. Помимо выгоды в плане безопасности, которую принесет такой шаг, это также осушит важный источник доходов режима.
Кто-то, возможно, выразит обеспокоенность, заявив, что подобными жесткими мерами ЕС и США натолкнутся на противодействие России (которая считает Белоруссию входящей в ее сферу интересов), а другие выскажут предположение, что подобные меры, имеющие характер наказания, просто вынудят Лукашенко отдаться в руки Москвы. Но ни один из аргументов не должен мешать действию. Россия скептически взирает на г-на Лукашенко, и вряд ли будет мстить и платить тем же. В прошлом санкции вводились из-за того, как плохо г-н Лукашенко обращается со своим народом, а не в зависимости от того, плохими или хорошими были отношения между Минском и Москвой. И этот подход не должен меняться.
Карательные меры, которые мы предлагаем, поддерживаются белорусскими демократическими силами. Они знают, что сейчас - самое время закрутить гайки в отношении последнего диктора Европы. Пока волна свободы движется от Туниса к Египту и дальше, Европа должна помочь тем, кто жаждет этой свободы на ее собственных границах - и противодействовать угрозе, которую представляет г-н Лукашенко для свободы и прав человека в Белоруссии и вне ее.
Авторы - исполнительный директор организации Freedom House в Вашингтоне и старший директор программ в "Немецком фонде Маршалла - США" в Берлине.