Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
В момент написания этих строк сражение демонстрантов с режимом Хусни Мубарака не завершено. Однако, судя по всему, исход битвы был предрешен еще в первый день столкновений, когда стало ясно, что манифестанты требуют не только хлеба и работы, но и свержения египетского президента – и не намерены отступать. Если Мубарак, вопреки всему, останется сидеть в президентском кресле, он превратится в правителя, который полностью потерял уважение и властный авторитет не только среди своего народа, но и во всем арабском мире, а также на международной арене.
Цена, которую ему придется заплатить, будет очень высокой: не только создание нового правительства, но и экономические и политические реформы, которые будут включать в себя повышение зарплат и увеличение государственных субсидий . При этом неясно, где Египет изыщет на это средства.
Более того, Мубарак будет вынужден, по всей вероятности, отменить законы чрезвычайного времени, которые предоставляли властям широкие судебные полномочия. Он будет также вынужден изменить конституцию таким образом, чтобы каждый гражданин имел право выдвигать свою кандидатуру на высший пост в стране, без каких-либо ограничений, существующих сегодня. Участников акций протеста не удовлетворят меньшие уступки.
В ходе массовых акций последних дней стало понятно, что оппозиционные партии потерпели провал. Они не осознали важность происходящего и присоединились к манифестациям лишь на второй день, когда стало ясно, что демонстранты готовы идти до конца.
Поэтому египетская революция происходит без участия "Мусульманских братьев" и без представителей оппозиционных партий. Все держится на твердости и решимости самих манифестантов, которые до сих пор не нашли себе лидера. Будет ли это Мухаммад аль-Барадеи? Очень сомневаюсь. Он предпочел находиться в Австрии и наблюдать за происходящим издалека до тех пор, пока его соратники по национальному движению не пригрозили разорвать с ним всякую связь.
Несмотря на то, что было ясно, что власть Мубарака подходит к концу, Соединенные Штаты, Европа, Израиль, арабский мир, все международное сообщество оказались не готовы к подобному развитию событий. Мощь протеста египтян оказалась для них сюрпризом. Теперь все задаются вопросом, что произойдет дальше? Погрузится ли Ближний Восток в хаос, который позволит Ирану усилить свое влияние, а исламистам захватить власть в ряде арабских государств? Этот вопрос остается открытым.