Министры иностранных дел стран-членов ЕС приняли решение возобновить санкции в отношении режима Лукашенко. Это правильный шаг, но его недостаточно для достижения перемен в Минске, считает Инго Маннтойфель.
Бесспорно, министры иностранных дел ЕС приняли правильное решение: введение санкций против режима Александра Лукашенко как реакция на продолжающиеся репрессии демократической оппозиции полностью оправданно. На этот шаг Европейский Союз пошел не только для защиты своих ценностей, но прежде всего ради белорусских активистов за демократию и права человека. Ведь даже если некоторые из них и были выпущены из тюрем, многие тем не менее находятся под домашним арестом или по-прежнему в заключении.
Не более чем символ
Грубой фальсификацией президентских выборов и жесткими репрессиями против демократической оппозиции, Лукашенко, находящийся у власти в Беларуси уже почти 17 лет, наглядно продемонстрировал, что он не разделяет европейские ценности. Поэтому закономерно, что Европейский Союз не только возобновляет действие приостановленных два года назад санкций в отношении Лукашенко, а также других чиновников и сотрудников служб безопасности, но и включает в этот список новые имена.
Однако европейцам не следует заниматься самообманом: только запрет на въезд и замораживание имущества высокопоставленных белорусских чиновников в ЕС не заставят режим в Минске соблюдать принципы демократии. То же самое можно сказать и об усиленном развитии белорусского гражданского общества и поддержке демократических сил. Все это - достойные уважения и морально чистые замыслы, которые необходимо претворять в жизнь.
Экономические санкции и политическая сыгранность с Россией
Но если Европейский Союз действительно намерен оказать давление на режим Лукашенко, то он не обойдется без политической сыгранности с Россией, и без конкретных экономических санкций против Минска. Например, запрета европейским и международным кредитным институтам выдавать Беларуси кредиты. Также встает вопрос, не следует ли запретить импорт в ЕС белорусских нефтепродуктов. Такие санкции затронули бы экономическую основу системы Лукашенко.
Теперь Европейский Союз тем более должен согласовать с Россией совместную политику в отношении Беларуси. Ведь именно поддержка Москвы в начале декабря 2010 года позволила Лукашенко массированно подавить белорусскую оппозицию после президентских выборах. В результате Лукашенко оказался полностью зависимым от Москвы. То, что Кремль, а в особенности российский президент России Дмитрий Медведев, уже давно недовольны Лукашенко, ясно с прошлого лета, когда в российских СМИ разразилась кампания против белорусского президента.
Расчет Москвы легко понять: Кремль предпочитает нелюбимого, но зато зависимого Лукашенко новой власти в Минске, которая может повернуться в сторону Европы. Эта антагонистическая игра Москвы является основанием для политики лавирования Лукашенко и сохранения им власти. Если Евросоюз хочет что-то изменить в Минске, то он должен внести белорусскую тему в повестку дня переговоров с Россией и убедить Москву в том, что фигура Лукашенко не отвечает интересам российско-европейского партнерства.