Новая волна цветных революций зародилась в этом году в Тунисе и захлестнула Египет. Демократия западного типа продолжает распространяться, однако общества затронутых стран не похожи на западные, что делает эти революции намного более спорным явлением, чем те, которые охватили Восточную Европу после холодной войны.
Запад встретил эти события со смешанными чувствами. Международное сообщество больше не призывает развивающиеся страны к демократии так настойчиво, как раньше. С одной стороны, распространению демократии на Западе все-таки рады. С другой стороны в случае возникновения на Ближнем Востоке вакуума власти возникает реальная опасность распространения исламского фундаментализма.
В сущности, демократические механизмы должны транслировать любые настроения широких масс на правительственный уровень, однако так происходит далеко не всегда. Чем более экстремистские элементы существуют в обществе, тем труднее правительству придерживаться разумного курса. Ближний Восток – это регион, в котором верования и воззрения иногда кардинально расходятся с западной картиной мира. Это заставляет западные страны поддерживать недемократические правительства, политика которых играет им на руку.
Большинство западных демократий совершенствовались долгое время. В Японию и Южную Корею демократию удалось пересадить, но за это им пришлось заплатить присутствием на их территориях иностранных армий. Впрочем, для некоторых других стран переход к демократии оказался еще труднее.
В целом демократию делает крайне привлекательной успех западных моделей развития. Тем не менее, насколько эта система приложима к другим странам, пока остается под вопросом, а число неудачных демократических экспериментов, между тем, продолжает увеличиваться.
На Западе демократия - это не только политическая система, но и образ жизни. Однако некоторым развивающимся демократиям Азии и Африки уличные протесты наносят серьезный ущерб.
Следует понимать, что Тунису и Египту до демократии в любом случае далеко. Успех демократической модели невозможен без прочной основы в сферах экономики и образования, а также в социальной сфере.
Демократия как общая концепция признана сейчас почти повсеместно. Однако, если говорить о политических системах, то западная модель – лишь один из возможных вариантов. Чтобы различные страны могли перейти к демократии без революционных потрясений, необходимо будет потратить много времени и сил.