Президент Мубарак уступил требованиям восставшего народа и скоро уйдет в отставку. Кто же будет следующим? Стивен Кинцер пишет о том, кто из ближневосточных лидеров последует его примеру, начиная с неустойчивой иорданской монархии и кончая йеменским режимом, пострадавшим от разоблачений WikiLeaks.
Президент Египта Хосни Мубарак объявил во вторник, что не будет баллотироваться на сентябрьских выборах. Произошло это спустя две недели после бегства из страны президента Туниса Зина эль-Абидина Бен Али. Теперь у всех на языке вопрос – кто следующий? За несколько часов до того, как Мубарак выступил со своим заявлением, король Иордании Абдалла отправил в отставку правительство страны, назначил нового премьер-министра и приказал ему «исправить ошибки прошлого». Президент Йемена Али Абдалла Салех, опасаясь назначенного оппозицией на четверг общенационального «дня гнева», созвал свой послушный парламент на чрезвычайную сессию. Ожидается, что на ней он объявит о своих действиях в ответ на усиливающиеся протесты. А антиправительственная оппозиция в Сирии призывает провести общенациональную демонстрацию в эти выходные дни.
Большинство иорданцев уважает свою монархию, но в Иордании живет более миллиона палестинцев. А они, как и многие иорданцы, очень недовольны той поддержкой, которую, по их мнению, король Абдалла оказывает американской политике в отношении Израиля. Это недовольство усиливается из-за бедности и коррупции. Король в таких условиях может решить, что проще изменить направление внешней политики, чем обуздать коррупцию и поднять экономику Иордании. Если он придет к выводу о необходимости пойти на уступки демонстрантам, которые в последние дни вышли на улицы Аммана, то лучший выход для него – дистанцироваться от США и Израиля.
Президент Салех, правящий Йеменом 32 года, в гораздо большей опасности. Его поддерживают Соединенные Штаты, поскольку он, в отличие от большинства йеменцев, выступает за американскую «войну с террором». Его очень сильно дискредитировали телеграммы, обнародованные WikiLeaks, которые показывают, что Салех разрешает американцам при помощи беспилотных летательных аппаратов наносить удары по целям на территории своей страны, а сам делает вид, будто не разрешает. «Мы и дальше будем говорить, что это наши бомбы, а не ваши», - заявил он генералу Дэвиду Петреусу. Йемен отчаянно беден, и его раскалывают межрегиональные споры. Помощник йеменского президента сказал во вторник, что Салех не будет идти на переизбрание, когда в 2013 году закончится его президентский срок. Однако это обещание можно отнести к категории «слишком мало и слишком поздно», и оно вряд ли произведет большое впечатление. Протесты населения это, наверное, недостаточно мощная сила, чтобы изгнать Салеха. Но они могут привести к началу гражданской войны, которую специалисты по Йемену с тревогой предсказывают вот уже несколько лет.
В Сирии деятели оппозиции призывают к проведению акций протеста с требованиями о предоставлении больших политических свобод и улучшении условий жизни. Но отставки президента Башара аль-Асада они не требуют. Похоже, эту бурю он переживет, и вот по каким причинам. Асад довольно молод, у власти он находится менее десяти лет, у него есть полностью преданная ему армия, и многие видят в нем умеренного и ориентированного на реформы руководителем. Что самое важное, народ не считает Асада лакеем США. В отличие от Мубарака, который сотрудничает с Израилем и получает в награду миллиарды долларов американской помощи, Асад бросает вызов Израилю, и его правительство подвергается санкциям со стороны США.
В опубликованном в понедельник в Wall Street Journal интервью Асад сказал, что его режим в безопасности, потому что он «тесно связан с убеждениями народа». Он имел в виду вот что: арабы восстают против режимов, поддерживающих американскую политику на Ближнем Востоке; но мой режим выстоит, потому что я выражаю возмущение арабов израильскими действиями на западном берегу реки Иордан и в Газе.
Новый «арабский бунт» - а он стал подлинно арабским, в отличие от восстания против власти османов, организованного в 1916 году британцами, продолжает распространяться. В Алжире во время столкновений с полицией десятки человек получили ранения, а школьные учителя этой страны призвали провести 12 февраля общенациональные акции протеста. Полиция в Судане использовала против демонстрантов слезоточивый газ, арестовав сотни человек и избив студентов в трех университетских городках.
Два режима, на чью поддержку рассчитывает Вашингтон, проводя свой ближневосточный «процесс мирного урегулирования» (крайне неуместное название), это Палестинская автономия и саудовская монархия. Они уже осудили протесты арабов. Глава Палестинской автономии и любимый американский палестинец Махмуд Аббас позвонил в субботу президенту Мубараку и «выразил ему свою солидарность», о чем сообщило официальное информационное агентство Палестины. Еще один верный союзник США король Саудовской Аравии Абдалла пожаловался на то, что протестующие «просочились в ряды братского египетского народа, чтобы подорвать безопасность и стабильность страны». Если история покажет, что эти руководители оказались не на той стороне, их режимы также могут оказаться в опасности. Падение этих режимов станет крахом американской политики, катастрофой таких же масштабов, как и потеря Мубарака.
Если друзья Америки противостоят арабским протестам и осуждают их, то правительство Ирана эти протесты приветствует и поддерживает. Официальный представитель властей в Тегеране похвалил египетских демонстрантов и призвал Мубарака «ответить на их справедливые требования». Трудно себе представить более наглядную причину того, почему влияние Ирана на Ближнем Востоке усиливается, а Америки падает. Миллионы арабов восхищаются Ираном, потому что его лидеры противостоят и Израилю, и реакционным арабским режимам. Они видят, что США способствуют блокаде Газы, созданию новых еврейских поселений и увековечению власти продажных арабских диктаторов – а сами продолжают оккупировать Ирак, ведут войну в Афганистане, а также используют беспилотники для нанесения ударов по целям в Пакистане и других мусульманских странах.
Даже если в предстоящие недели и месяцы не падет больше ни один арабский режим, в эти удивительные дни произойдет рождение радикально измененного Ближнего Востока. Давно сидящие в своих креслах руководители начинают реагировать на требования своих народов, о чем прежде они и не подумали бы. Пока не ясно, станет ли это эпохой расцвета демократии в арабском мире; но происходящие события до основания разрушили систему правления авторитарных лидеров, которые управляют своими странами на основании чрезвычайных полномочий, грабят их национальные богатства, а также поддерживают совершенно непопулярную американскую политику.
Стивен Кинцер – зарубежный корреспондент, лауреат ряда премий. Его новая книга называется «Reset: Iran, Turkey and America's Future» (Перезагрузка: Иран, Турция и будущее Америки).