Беспорядки на Ближнем Востоке надежным образом превращаются только в одно: беспорядки в глобальных ценах на нефть. В то время как Египет вступает во вторую неделю антиправительственных протестов, цены на нефть уже дважды преодолевали отметку в 100 долларов за баррель, достигнув наивысшего уровня за два года. Если массовые волнения продолжатся, цены могут взлететь еще выше. Если беспорядки распространятся на другие страны, тогда все ставки сгорят.
Египет не является ни крупным экспортером нефти, ни одним из крупнейших потребителей энергоресурсов в мире. Так в чем же дело, откуда такая озабоченность?
Вдобавок к обеспокоенности в связи с возможным распространением беспорядков, дело в Суэцком канале, водной смычке длиной в 120 миль, которая проходит через всю страну, соединяя Средиземное и Красное моря. Его открытие в середине XIX века революционным образом сказалось на морских перевозках, сократив время в пути и затраты на транспортировку и поместив Египет в центр современной глобальной торговли.
Любая угроза стабильности в Египте немедленно приводит к росту озабоченности по поводу судьбы канала. Прошлые конлфикты - с Великобританией в 1956 году и с Израилем в 1960-х и 1970-х - вынудили Египет закрывать ключевой водный путь, в одном случае аж на восемь лет, что нанесло серьезный удар по международной торговле.
На данный момент обстоятельства нынешней ситуации сильно отличаются от предыдущих случаев, и эксперты говорят, что озабоченность во многом является необоснованной. Так как канал является ключевым источником дохода для египетских властей, любой руководитель, рассчитывающий получить народную поддержку, вряд ли будет заинтересован в его перекрывании.
"Никто не собирается терять такой источник денег", - говорит Хани Сабра, аналитик по Ближнему Востоку и Африке в "Евразия Групп" (Eurasia Group), консультационном центре оценки политических рисков. "В краткосрочной перспективе риск на самом деле является весьма ограниченным - движение танкеров по Суэцкому каналу не остановилось, это то, в обеспечении безопасности чего военные очень заинтересованы".
Жесткий контроль военных над каналом - хороший знак, свидетельство того, что он будет действовать бесперебойно. Как стало понятно по ходу ежедневных акций протеста по всему Египту, военные продолжают пользоваться доверием большей части народа, в отличие от президента Хосни Мубарака и его в основном ненавидимой полиции. Хотя в начале событий Суэц был местом одних из самых серьезных протестов, не было ни одного сообщения о том, чтобы объектами атак протестующих становились суда или торговые площадки.
"Мы уверены, что каналу не угрожает никакая незамедлительная опасность в связи с продолжающимся политическим кризисом в Египте", - говорится в выпущенной во вторник аналитической заметке Barclays. "Нет никаких признаков того, что протестующие в Египте уже имеют намерения или разработали возможности проводить организованные нападения на танкеры по примеру того, что мы видели в случае с эсминцем "Коул" (ВМС США)", - отмечается в ней, с напоминанием об из ряда вон выходящем примере, когда американский военный корабль был атакован террористами, когда стоял на якоре в Йемене.
Суэцкий канал обеспечивает кратчайший водный маршрут из Азии в Европу, позволяя судам избежать долгой дороги вокруг южной оконечности Африки. В 2009 году примерно 8% всей мировой морской торговли проходило через канал - в основном, это были контейнеровозы, но примерно 15% составляла сырая нефть и нефтепродукты. Около двух миллионов баррелей нефти проходит через канал каждый день, это примерно 5% всего мирового ежедневного транзита оной (еще 2,3 миллиона баррелей в сутки проходит через египетский трубопровод Сумед, который был открыт в 1977 году после витка напряженности в отношениях с Израилем.
Аналитики неохотно говорят о долгосрочных последствиях нынешних беспорядков. Хотя Мубарак дал понять во вторник вечером, что он не будет добиваться переизбрания на предстоящих в сентябре президентских выборах, ничто не говорило о том, что тысячи протестующих с готовностью примут эту уступку. Кто может заменить Мубарака, и будут ли в составе новой правящей коалиции представители радикальных исламистов, остается одним из самых больших вопросов.
"Если мы говорим о долгосрочных последствиях, это гораздо более сложный вопрос", - говорит Сабра. "У Египта есть потенциал, который может оказать эффект домино на остальной регион".
"Если другие режимы в арабских странах, которые в последние десятилетия считались стабильными, начнут падать, - добавляет он, - тогда это станет еще более открытым вопросом".
На данный момент самый сильный эффект проявляется в сильных колебаниях цен на нефть, говорят аналитики. С сентября нефть выросла в цене уже на 30%, в основном благодаря росту использования энергоносителей из-за восстановления мировой экономики и сезонных факторов. Беспорядки в Египте на короткое время подняли котировки нефти выше уровня в 100 долларов за баррель, психологически важной отметки. К вечеру вторника, правда, она опять откатилась на уровень в 90,77 долларов.
"Беспорядки в Египте внесли свой вклад в неуверенность на рынке и создали серьезное ценовое давление", - говорится в заявлении Международного энергетического агентства (МЭА), которое было направлено в 28 промышленно развитых стран, в основном потребителей энергоресурсов. В нем поставщиков нефти призывают "реагировать на сигналы рынка и проявлять гибкость в вопросах обеспечения обильных и доступных поставок", завуалированный намек для стран-членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на то, что они должны подумать об увеличении производства.
Члены МЭА, в число которых входят США, вместе обладают запасами нефти на случай непредвиденных обстоятельств, которых хватит на 145 дней, добавляется в заявлении.
Авторы заявления также вставили свои двадцать копеек и по вопросу о Суэцком канале: "Хотя перебои в работе Суэцкого канала и трубопровода могут оказать серьезное воздействие на нефтяной и газовый рынок, сейчас это не выглядит вероятным".
"Закрытие канала или прекращение работы трубы сделает морскую доставку нефти с Ближнего Востока на европейские рынки и дальше на запад значительно более долгим делом, но в любом случае это не приведет к исчезновению нефти с рынка", - говорится в заявлении. Имеется в виду, что беспорядки в Египте не имеют такого же потенциала в вопросе прерывания потоков поставок энергоносителей, как беспорядки где бы то ни было еще в регионе.