Возрождающаяся космическая отрасль России может поработать над своей собственной версией беспилотного космического корабля многоразового использования ВВС США. В конце концов, российские космические специалисты были удивлены, немного встревожены, и возможно даже в страхе перед американским Х-37В, когда он был успешно протестирован в полете, будучи запущенным с базы военно-воздушных сил на мысе Канаверал 22 апреля прошлого года.
Глава российских космических войск генерал-лейтенант Олег Остапенко сделал дразнящий намек на прошлой неделе, предположив, что российские исследователи работают над аналогичной конструкцией.
«Кое-что было сделано в этом направлении, но будем ли мы это использовать, - только время покажет», - цитирует генерала Остапенко государственное информационное агентство РИА-Новости.
Американский Х-37В, который провел семь месяцев на орбите, выполняя секретные исследования, прежде чем вернуться на землю в декабре прошлого года, является дистанционно управляемым самолетом, похожим на космический шаттл, но в слегка уменьшенном масштабе, предназначенным, судя по всему, для решения задач, в основном, военного характера.
Большинство сообщений в российских СМИ по поводу этого мини-шаттла были пронизаны страхом. Будут ли США использовать свои расширившиеся возможности на орбите, которые предоставляет такой космический корабль, для ослабления национальной безопасности России? Будет ли Х-37В угрожать российским спутникам или будут ли с его помощью устанавливаться элементы системы противоракетной обороны в космосе?
«Изначальная идея этого космического аппарата заключалась в том, чтобы уничтожать спутники противника», - говорит Владимир Щербаков, заместитель главного редактора журнала «Взлет», ведущего российского аэрокосмического издания.
«Это такой вид космического истребителя. Если ваш враг потеряет все свои спутники – которые обеспечивают его связь, разведку, навигацию, и т.д. – он запаникует, он будет беспомощным. Поэтому критически важно, чтобы если вы хотите соорудить такой агрегат, чтобы вы четко сообщили, для чего он сделан и против кого он направлен, - говорит он, - американцы не провозгласили, против кого будет использоваться их Х-37В. Они просто заявили, что разрабатывают новые технологии».
Г-н Щербаков говорит, что весьма вероятно, что Россия работает над созданием своего собственного аналогичного космического аппарата, с тех пор как Кремль теперь считает успешные космические проекты ключевыми в вопросе поднятия престижа России на международной арене, и тратит гораздо больше денег на некогда умиравшую космическую отрасль.
«Теперь имеется больше финансирования, так что исследования в области передовых проектов, которые мы можем осуществлять, идут очень интенсивно, - говорит он, - когда был испытан Boeing X-37, у руководства появились вопросы, строим ли мы такой же. Но в США это секретная тема, а здесь тем более. Так что никто не скажет вам определенно».
Некогда могучая советская космическая программа, в сущности, потерпела крах в 1990-е годы, и ее единственный оставшийся крупный проект вынужден работать как «космическое такси», доставляя астронавтов на Международную космическую станцию (МКС).
СССР построил космический шаттл, «Буран», который был основан на американской версии космического корабля многоразового использования, но смог лишь дважды испытать его, прежде чем программа была свернута в 1993 году. Сохранившаяся копия «Бурана» сейчас служит детским аттракционом в московском центре развлечений «Парк Горького» на берегу Москвы-реки.
Но с растущими финансовыми ресурсами российские ученые в космической отрасли в наши дни имеют гораздо больше идей на своих кульманах. К ним относится и космический корабль на ядерном топливе, который сможет отвезти космонавтов на Марс, и похожая на игру PacMan космическая гондола, тоже с ядерной установкой, которая сможет поглощать космический мусор и, возможно, также использоваться для защиты Земли от столкновений с астероидами.
Функционирующий космический самолет может оказаться полезным для русских, чтобы обслуживать их спутниковую сеть ГЛОНАСС, российский ответ на американскую систему GPS, которую по-прежнему планируется запустить в этом году, несмотря на катастрофу в декабре прошлого года, из-за которой были потеряны сразу три спутника этой программы.
Андрей Ионин, независимый космический эксперт, говорит, что намек Остапенко на российскую версию X-37B сложно интерпретировать.
«Такова логика космических исследований, по которой Россия и США обычно выясняют, что работают практически над одними и теми же вещами, - говорит он. - Они строят шаттл, мы строим шаттл, и так далее. Но комментарии, подобные тому, что прозвучал от Остапенко, должны сопровождаться демонстрациями и соответствующими официальными заявлениями. А в сложившейся ситуации, кто знает, что он имел в виду? Возможно, это был просто элемент пиара?»