Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тегеран, Москва или Тяньаньмэнь?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСтолкновения сторонников и противников Хосни Мубарака в Каире
Столкновения сторонников и противников Хосни Мубарака в Каире
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
События в Египте достигли критической точки. Назавтра назначена большая демонстрация, и это ставит нас перед важным вопросом: кого поддержит армия - Мубарака или участников протестов? На мой взгляд, происходящее больше всего похоже на события 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Слишком многое сейчас неприятно о них напоминает. Тогда тоже в течение нескольких предшествовавших бойне дней войска медлили.

Как отмечает Массимо Калабрези (Massimo Calabresi), события в Египте достигли критической точки. Назавтра (4 февраля) назначена большая демонстрация, и это ставит нас перед важным вопросом: кого поддержит армия - Мубарака или участников протестов?

Мы уже видели подобные ситуации. Мы видели, как в 1991 году в Москве танки остановились, и Борис Ельцин пережил наивысший миг своей жизни, фактически провозгласив с красноармейского танка, как с трибуны, независимость России от Советского Союза.

Два года назад, в Тегеране мы видели нечто прямо противоположное, когда религиозная полиция правительства безжалостно подавила уличные протесты.

Однако, на мой взгляд, происходящее больше всего похоже на события 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Слишком многое сейчас неприятно о них напоминает. Тогда тоже в течение нескольких предшествовавших бойне дней войска медлили. От тех времен остались известные кадры – молодой человек стоит перед танком, экипаж которого не может заставить себя его задавить. Мы помним молодых лидеров протестов и китайскую статую свободы. А потом началась информационная блокада. Журналистам запретили доступ на площадь, и во тьме началась резня. До сих пор не известно точно, сколько человек было убиты. Администрация Джорджа Буша-старшего, бастион внешнеполитического реализма, постаралась остаться в стороне.

Сейчас мы видим танки на другой площади. Они стоят там уже не первый день, отказываясь выбирать сторону. Но я подозреваю, что завтра настанет момент истины. Репортеров избивают. Сейчас, когда я это пишу, с площади Тахрир не ведется прямых телерепортажей, и завтра мы можем вернуться к мобильным телефонам и Твиттеру, как было в Тегеране. Или нет.

Невозможно предсказать, как поведет себя армия, однако ее решение исключительно важно. Я несколько дней надеялся, что тесные связи между американскими и египетскими военными сделают египетскую армию умиротворяющей силой. Она несколько дней такой и казалась. Однако журналистов избивают, и Мубарак явно не собирается уходить, а если генералы что-то ненавидят, то это хаос.