Европейский Союз должен сформулировать единые правила игры и создать равные условия для различных проектов, предусматривающих прокладку газопроводов в Европу по новым маршрутам. С таким призывом выступил руководитель поддержанного Россией проекта «Южный поток» Марсель Крамер (Marcel Kramer).
Крамер также решительно отверг утверждения критиков о том, что одна из главных целей «Южного потока» это срыв планов по строительству газопровода-конкурента Nabucco, на который ЕС выделяет финансирование в размере 200 миллионов евро. Этот перспективный трубопровод предназначен для перекачки газа из района Каспия в Европу.
«Мы не просим субсидий. Но когда дело дойдет до получения финансирования, разрешений, когда подключатся регулирующие органы … будет важно знать, что европейские власти безо всякой дискриминации относятся к обоим проектам», - заявил Крамер Financial Times накануне назначенного на пятницу важного саммита Евросоюза по энергетике.
«Если вы говорите, что единственная причина строительства «Южного потока» состоит в том, что есть определенные люди, стремящиеся расстроить планы Nabucco, то я должен сказать, что это отнюдь не так. Кроме того, это означает, что если Nabucco остановится, то и мы откажемся от своих планов. Но и это не так, ибо наши проекты не конкурируют между собой».
Решимость ЕС снизить свою зависимость от российского газа, за счет которого он сегодня удовлетворяет около четверти своих потребностей, привела к появлению целого ряда самых разных предложений об открытии так называемого «южного коридора», чтобы получать через него каспийский и ближневосточный газ.
Это соперничество вступает в критическую стадию, так как свое решение о поставках должен принять в предстоящие недели Азербайджан. Его голос может оказаться решающим для того, чтобы запустить проект Nabucco стоимостью 7,9 миллиарда евро.
Однако сторонники «Южного потока», который многие аналитики из сферы энергетики считают прямым конкурентом Nabucco, также продвигаются вперед в реализации своих планов прокладки трубопровода по дну Черного моря в обход Украины.
Через Украину в Европу попадает в настоящее время около 80% российского газового экспорта. Такая ситуация оказалась опасной в 2009 году, когда из-за спора между Москвой и Киевом были приостановлены поставки газа в юго-восточную часть Европы.
В рамках проекта «Южный поток», который реализуется совместным предприятием, созданным российским Газпромом и итальянской Eni, начаты разработка технико-экономического обоснования и подготовка анализа воздействия на окружающую среду. Окончательное решение об инвестициях планируется принять в 2015 году. Газпром ведет переговоры с французской EDF о ее вступлении в консорциум по строительству «Южного потока».
Крамер отказался назвать оценочную стоимость газопровода, пропускная способность которого будет равна 63 миллиардам кубометров газа в год, отметив лишь, что общая сумма строительства на берегу и в море составит от 10 до 20 миллиардов евро.
По словам руководителя «Южного потока» страхи по поводу того, что Европу зальют газом, который ей сейчас не нужен, совершенно неуместны, поскольку строительство трубопровода будет осуществляться постепенно, начиная с 2015 года, а на максимальную мощность его будут выводить в соответствии с потребительским спросом.
На начальном этапе через «Южный поток» в значительной степени будет перекачиваться тот газ, который в настоящее время направляется в Европу через действующую трубопроводную сеть.
Крамер подчеркнул, что вопрос о строительстве трубопровода будет определяться экономическими расчетами, а не политическими факторами, как утверждают некоторые критики.
«Нельзя обосновать экономическую целесообразность строительства «Южного потока», исходя из одного-единственного довода – о блокировании или срыве проекта Nabucco – это совершенно нереально … Это означало бы, что не будь Nabucco, мы отказались бы от строительства «Южного потока» - а это немыслимо», - отметил он.
«У России много проектов, и ей есть на что тратить деньги. Она не станет расходовать их на трубопроводную систему, которая может оказаться нерентабельной с экономической точки зрения», - добавил Крамер.
Призывая Брюссель признать тот факт, что «Южный поток» может внести свой вклад в диверсификацию маршрутов поставок газа, Крамер сказал, что к этому проекту следует относиться так же, как и к другим проектам, которые пользуются поддержкой ЕС.
«Мы давно уже пытаемся представить и донести этот аргумент, и хорошая новость заключается в том, что сегодня я вижу, как он начинает находить больше признания, чем несколько месяцев тому назад», - отметил Крамер.
Россия уже подписала серию политических соглашений со странами, по чьей территории предполагается протянуть ветку «Южного потока», в том числе, с Болгарией, Грецией, Сербией и Словенией.
Посол США в Италии заявил в январе о возможном слиянии «Южного потока» и Nabucco, однако Крамер пресек эту мысль на корню.
«Что касается предположений о слиянии двух проектов, то во-первых, «Южный поток» вполне жизнеспособен в коммерческом плане сам по себе, а во-вторых, любые решения о сотрудничестве инвесторы принимают совместно, а я такой инициативы не вижу», - заявил он.