Характеризуя современную Россию, часто повторяют тезис, дескать, в России авторитарная форма правления, но вместе с тем путинский режим демонстрирует и высокий уровень эффективности. Происходит процесс реинтеграции постсоветского пространства на пророссийской платформе, подавлены центробежные сепаратистские движения, Россия планомерно возвращает себе статус сверхдержавы.
На самом деле, как свидетельствует анализ реальных достижений российской внешней политики, "путинская эра" - от объявления Борисом Ельциным наследником Владимира Путина и до нынешнего "двоецарствия" - это скорее победа информационной политики Кремля, чем реальные геополитические и внутриполитические победы.
В то время как российская политика информационно торжествует от триумфа на украинском, грузинском и белорусском фронтах, тамошняя власть планомерно проигрывает в реальном обеспечении национальных интересов.
Русские теории как товар
Совсем недавно, в 2010 году, Россия подписала договор о размежевании морских просторов в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Эти территории до сих пор не могли поделить с Норвегией - даже при "непатриотичных" Горбачеве и Ельцине никто не хотел идти на уступки норвежцам и "сдавать" собственные территории. Тем не менее, при "патриотах" Медведеве и Путине спорную территорию площадью 175 тыс. км2 поделили пополам. Таким образом, Россия, которая де-факто ее контролировала, потеряла почти 90 тыс. км2. По экспертной оценке, с подписанием настоящего договора следующие поколения россиян недосчитаются по меньшей мере 5 млрд т энергоресурсов (в перерасчете на нефть). Современному поколению российских рыбаков уже причинен ущерб: соглашение с Норвегией означает ежегодную потерю 125 тыс. т тресковых пород.
Впрочем, отход территорий к Норвегии - не такое рельефное поражение внешней политики России, как серия поражений на российско-китайском фронте. Печальным для россиян "достижением" дипломатии Владимира Путина стало то, что российский остров Тарабаров на Амуре изменил свое официальное название на Иньлундао ("Остров Серебряного дракона"), западная часть Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае - на Хейсяцзидао ("Остров Черного Медведя"). Изменит российское название на китайское также остров Большой на реке Аргунь в Читинской области России. В октябре 2008-го, в соответствии с соглашением между РФ и КНР о демаркации границы от 14 октября 2004 года и дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в ее восточной части, подписанных президентом Путиным и главой КНР Ху Цзиньтао, эти российские островные территории площадью 337 км2 были переданы Китаю. Это при том, что Большой Уссурийский остров является стратегической точкой для обороны Хабаровска, здесь размещен построенный еще в 1974 году укрепрайон - "хабаровский вариант Брестской крепости" (как окрестили его российские журналисты), а через остров Тарабаров проходила траектория взлета российских боевых самолетов. Иначе говоря, стараниями Путина российско-китайская граница теперь пролегает фактически в пределах городской черты Хабаровска.
Кстати, все церемонии, связанные с передачей российских земель китайской стороне, были полностью заблокированы для публичного доступа. В частности, журналисты российского "Коммерсанта" жаловались, что во время установки пограничных столбов организаторы отказались аккредитовать его корреспондента, а присутствующим представителям региональных СМИ запретили размещать в своих изданиях фото- и видеоматериалы.
Потеря Россией островов - это лишь часть политики прогиба перед Китаем. В конце 2009-го была подписана российско-китайская программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 годы. В приложении к ней был приведен перечень общих проектов России и Китая на российском Дальнем Востоке и в Сибири. Одного взгляда на этот список достаточно, чтобы понять, что это не программа сотрудничества между регионами России и Китая, а программа освоения Китаем де-юре российских территорий. Чего стоит лишь тот факт, что РФ допускает китайские предприятия к освоению сырьевых месторождений. В частности, лишь в Забайкальском крае речь идет о разработке китайской стороной Бугдаинского молибденового, Быстринского и Култуминского золото-медных, Солонеченского сурьмового, Ново-Широкинского золото-полиметаллического, Удоканского медного, Чинейского медного и титано-ванадиевого-железнорудного месторождений. Аналогичное "сотрудничество" по линии "российское сырье в обмен на китайские рабочие руки и технологии" предусмотрено и в других российских регионах: Читинской, Амурской, Еврейской автономной областях, Хабаровском крае, Бурятии и т.п.
Кстати, риски для российской безопасности заключаются не только в том, что РФ превращается в сырьевую базу КНР. Сегодня можно говорить о фактической колонизации китайцами пограничных территорий. Даже провластные российские эксперты признают серьезность рисков китайского заселения Дальнего Востока и Сибири. В частности, если в пограничных с Китаем российских регионах проживают 5,7 млн человек, то в пограничных с Россией китайских - 146 млн.
Довольно свободное обращение Кремля со своими территориями привело к появлению очень "оригинальных" проектов в экспертной среде российских соседей. Иначе как можно оценивать заявление армянского эксперта, директора Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степана Григоряна о том, что Россия может мирно урегулировать карабахский конфликт, уступив Азербайджану часть своей территории площадью 4 тыс. км2: "Поскольку Армения и Россия являются дружескими государствами, мы убеждаем ее (Россию. - Авт.) отторгнуть от их пограничной с Азербайджаном территории, например, Дагестана, кусок своей земли в 4 тыс. км2". Вместе с тем, как считает Григорян, РФ получает существенные компенсации: возможность использовать Азербайджан как транзитную территорию для своих энергоносителей и гарантии Армении и Азербайджана никогда не вступать в НАТО. Комментарии излишни.
Об этом напишет Медведев в своем блоге
Российская внешняя политика очень активно интересуется, как излагают историю в украинских и балтийских учебных заведениях. Вместе с тем в китайских учебниках российские сибирские пространства вплоть до Томской области обозначены как "временно утраченные территории", и это абсолютно не мешает политике прогиба перед Китаем. По крайней мере, до сих пор ни одного заявления об этом в блоге президента Медведева не было.
Использование двойных стандартов и откровенная эксплуатация "соотечественников" - характерный почерк современных "владельцев" Кремля. Поэтому китайский пример не единственный. Такой же почерк в отношении к своим меньшинствам и в других "дружественных" России двух мощных азиатских странах: Казахстане и Узбекистане. Никто не найдет "кривого слова" в заявлениях Путина или Медведева в адрес этих "стратегических партнеров". Эти страны - традиционные члены всех пророссийских геополитических организаций.
Впрочем, в этих странах происходит настоящий "геноцид", как сказали бы отечественные крикуны, представителей "русского мира". Принятая в 2001- м в Казахстане государственная программа функционирования развития языков на 2001-2010 годы предусматривает поэтапный переход делопроизводства, перевод всей учетной, финансовой, технической документации на казахский язык. Кроме того, в Казахстане реализуется планомерная казахизация образовательной области. Сравнительно с началом 1990-х годов количество казахстанцев, которые владеют казахским языком, выросло почти вдвое и ныне составляет около 70%. Последствия работы "пророссийского" режима Назарбаева ощутимы и в динамике уменьшения части россиян в населении Казахстана. Если в 1989 году они составляли 37,8% населения Казахстана, в 1999- м - 30%, то в 2009- м - 23,7%. Иначе говоря, каждый десяток лет количество россиян в Казахстане сокращается на 7%!
Если бы российская политика навязывания собственной исторической концепции была последовательной, нужно было бы реагировать не только на Украину, а и на Казахстан. Например, в казахских учебниках не меньше "агрессивности" по отношению к России. В частности, в "Истории Казахстана" Ж. О. Артыкбаева и С. З. Раздыкова, рекомендованной Министерством образования Казахстана для учебных заведений, приводятся очень "крамольные" тезисы: "Национальное пробуждение казахского народа в зачаточном состоянии было прервано Октябрьской революцией, которая бросила Казахстан в состояние хаоса. А потом настали десятилетия террора и геноцида, которые привели казахский этнос к страшным трагедиям"; "Казахстан был преобразован в огромный концентрационный лагерь, куда направляли народы, которые "провинились", социально неугодных людей из разных уголков империи. Территория Казахстана за годы советской власти стала ядерным полигоном, практически без свободного уголка, не задетого безобразной тоталитарной системой".
Если Казахстан еще проводит политику казахизации русскоязычных, то в Узбекистане такой проблемы уже нет. Соответственно статье 1 Закона Республики Узбекистан "О государственном языке", единственным государственным языком является узбекский. В отличие от Казахстана действующая редакция документа не содержит положения о русском языке как языке межнационального общения. В государстве проводится планомерный курс дерусификации. Эта политика предусматривает не только вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни, а и устранение россиян из области государственного управления. Результат такого курса известен: по сравнению с 1989 годом количество россиян в Узбекистане уменьшилась вчетверо (с 9,5% в 1989- м до 2,5% на сегодня). При этом их удельный вес среди населения страны снижался вследствие миграции. Согласно официальной статистике, за период 1989-1998 годов нетто-миграция россиян из Узбекистана составляла 677 тыс. человек. В переводе с языка статистики на язык реалий это означает, что из Узбекистана россияне просто удирают, поскольку их в этой солнечной стране отстраняют от любых карьерных перспектив - должности в органах публичной власти могут занимать лишь представители титульной нации. Кремль никоим образом не отреагировал на национальную политику Узбекистана относительно россиян.
В Узбекистане, который принадлежит ко всем пророссийским блокам, запрещено употреблять термин "Великая Отечественная война". Официальный термин - "участие Узбекистана во Второй мировой войне". Там не разрешается также использовать советские и российские учебники. В середине 1990-х любые упоминания о России в учебных пособиях просто затирали. Негодование местных россиян вызывают уже не концептуальные аспекты, не новое толкование периода 1920-х, а прямые оскорбления их на терминологическом уровне. В частности, в учебнике Рахимова для русскоязычных школ, по подсчетам российских экспертов, термины "русские колонизаторы", "русские шпионы", "русские захватчики" употребляются 292 раза. Россияне во главе с "охранником истории" Медведевым очень болезненно реагируют на изучение "не такой" истории Украины, на неправильное толкование нашими историками событий, связанных с подроссийским периодом, однако предпочитают не замечать "не такой" истории в Узбекистане, Казахстане. Что демонстрирует двуличность и непоследовательность нынешней российской власти. Зная ностальгическую тягу российского обывателя к "сильной руке", тамошняя политика подыгрывает этим настроениям, активно "воюя" в информационном пространстве против стран Балтии, Украины, Грузии, Молдовы, Беларуси. Экономические и энергетические войны – только лишь хорошие информационные поводы для постоянной демонстрации российским избирателям силы "государства российского". При этом речь идет о прессинге стран, где уже сегодня внедрены европейские стандарты отношения к национальным меньшинствам, где россияне имеют все возможные гарантии для сохранности собственного национального "Я".
Вместе с тем путинский режим в условиях полнейшей секретности разбазаривает собственные территории и грубо отмахивается от защиты интересов россиян в странах, которые демонстрируют внешнеполитическую лояльность к России. "Подлые людишки", как сказали бы в России ХІХ века...
Перевод: Антон Ефремов