Бейрут - В течение столетий Египет был центром арабского мира, а Каир олицетворял собой образование, культуру и политическую власть. Последние десятилетия стали периодом заката его величия. И вот страна снова неожиданно меняется в направлении, которое способно изменить весь регион на ближайшие годы.
Последствия этого процесса окажут влияние на религию, роль военных и суть гражданства в авторитарных обществах. Перемены осложнят отношения с Израилем и могут стать вызовом внешней политике США. Они скажутся и на набирающих силу неарабских государствах, таких как Турция и Иран.
«Египет – сердце нашего мира», - говорит Эбрахим Шариф эль-Саед (Ebrahim Sharif ElSayed), оппозиционный деятель Бахрейна, государства в Персидском заливе. «Египет или больной член арабского мира, или здоровый, который может повести нас к новым высотам».
Свержение в прошлом месяце президента Туниса Зин аль-Абидин Бен Али (Zine el Abidine ben Ali) подожгло бикфордов шнур политического конфликта и экономического расстройства, которые теперь заполыхали по всему региону. Однако Тунис со своим светским франкоговорящим средним классом давно уже воспринимается в арабском мире как аномалия.
Египет – другой дело. И дело даже не в том, что он является самым большим по населению (80 миллионов человек) государством из 22 арабоязычных стран и в нем сошлись все основные тенденции региона - от усиления внешних проявлений набожности среди молодых женщин до нарастания настроения отчужденности среди молодых людей.
Здесь расположены университет Аль-Азхар (Al Azhar), религиозная институция, самая влиятельная в исламском мире, и штаб-квартира Лиги арабских государств. Долгое время Египет был инкубатором для величайших знаменитостей в искусстве, СМИ, юриспруденции и науке. Арабская шутка «мы все наполовину египтяне» имеет отношение к кино, музыке и телесериалам, на которых выросли многие люди.
«Что происходит в Египте, то происходит и в Йемене», - говорит Абдулла Факих (Abdullah Faqih), политолог из йеменской столицы Саны.
Египет первым среди арабских стран начал создавать современное государство еще в 19-м веке. Полковник Гамаль Абдель Насер (Gamal Abdel Nasser) сверг монархию в середине 20-го века, и следом по арабскому миру прокатилась волна таких же восстаний.
Авторитарные арабские лидеры осознают важность Египта. Пока египетский президент Хосни Мубарак (Hosni Mubarak) пытается удержать власть перед лицом нарастающей волны общественного гнева, руководители Иордании, Алжира, Морокко, Сирии, Йемена и других государств в срочном порядке пытаются провести реформы.
Мубарак поддерживал мир с Израилем, установленный его предшественником Анваром Садатом (Anwar Sadat), а также тесное военное сотрудничество с США, но ему не хватало стратегичности Садата. Он отказался от мечты добиться влияния на регион, вероятно, считая, что отношений с Израилем и США достаточно для поддержания роли Египта в качестве регионального игрока.
Такой подход «превратил Египет в феодальную плантацию», считает иорданский политолог из Аммана Мохаммед Масри (Mohammed Masri).
Арабский мир распался после того, как Египет подписал мирное соглашение с Израилем. Североафриканские соседи отдалились от Египта. Ирак пошел войной на Иран и Кувейт, Сирия – на Ливан.
Духовенство, долгое время воспитывавшееся в относительной умеренности взглядов в университете Аль-Азхар, стало тяготеть к Аравийскому полуострову, где поддерживается салафитское направление в исламе - то самое, что вдохновляет «Аль-Каиду».
«Когда Египет возглавлял арабский мир, это было нерелигиозное лидерство, объединяющей темой был арабский национализм», - говорит Пол Салем (Paul Salem), ученый из бейрутского отделения Фонда Карнеги за Международный Мир. «Лидерство саудитов делает упор на исламские ценности в интерпретации Саудовской Аравии».
А в это время Турция преподносится как модель возможного сосуществования ислама и демократии. Иран распространяет свое влияние и интересы в регионы через вооруженные группировки и ядерную программу. В Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах, а не в Египте, расположились самые влиятельные новостные телеканалы арабского мира.
Борьба на улицах Каира ведется не только за то, как и кто поведет страну дальше. Но и за то, сможет ли Египет повести за собой народы других арабских стран, которые этого хотят. И хотя еще не понятно, к чему приведет переворот, ясно, что произошло нечто фундаментальное.
В то время, как США принуждают Мубарака оставить пост, Израиль опасается, что США слишком с этим торопятся. В Израиле сомневаются, что Египет сможет быстро превратиться в настоящее демократическое государство.
Несмотря на то, что в Израиле упрекают премьер-министра Беньямина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) в провале поддержки демократии в Египте и других странах, власти Израиля прекрасно осознают, что выборы в Ливане и палестинских территориях придали сил двум его самым злейшим врагам – «Хезболла» и ХАМАСу. Многие израильтяне боятся запрещенных в Египте «Братьев-мусульман», самой большой оппозиционной группы, которая почти наверняка будет игроком на поле политических перемен в этой стране.
Но Брюс Резерфорд (Bruce Rutherford), профессор политологии в Колгейтском университете, считает, что с большей вероятностью определяющим фактором станет экономика. Даже если запрещенные «Братья-мусульмане» займут большинство постов в египетском правительстве, нужно будет создавать рабочие места. На стратегические расчеты страны вряд ли сильно повлияет симпатия населения к палестинской борьбе.
«Они хотят работать», - говорит Резерфорд. «Люди не призывают к войне с Израилем. Отношения охладятся, но я не думаю, что дойдет до проявлений вражды или начнется война».
Вашингтон, находящийся между двух своих основных союзников в регионе, должен будет поднапрячься, чтобы справиться с их взаимоотношениями.
Возвращение Египта к активной жизнедеятельности также окажет влияние на неарабский и преимущественно шиитский Иран. В пятницу религиозные деятели Тегерана и Каира предложили провести переговоры, чтобы дать оценку событиям в Египте и роли религии в мусульманском обществе.
Духовный лидер Ирана заявил, что политические потрясения в арабском мире продемонстрировали «пробуждение ислама» и поражение Соединенных Штатов и Израиля. Аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) сравнил восстания в Тунисе и Египте с исламской революцией в Иране 1979 года.
«Братья-мусульмане» отвергли такую оценку событий в Египте. В заявлении, помещенном на их сайте, говорится: «Мусульманское братство рассматривает революцию как революцию египетского народа, а не исламскую. В революцию египетского народа вовлечены мусульмане, христиане, люди, представляющие все секты и политические тенденции».
События в Египте могут оказать самое разнообразное воздействие на Иран, где власти жестоко подавили массовые протесты, которые продолжались несколько недель в 2009 году в связи с подозрениями в подтасовке итогов выборов. Возрождающийся демократический Египет, заняв позицию по палестинскому вопросу, также может подорвать воспаленную риторику Ирана и его установку на конфронтацию с Западом.
Наиболее далеко идущие последствия могут оказаться такими, которые сейчас не возможно даже представить.
Успех революции в Тунисе и продолжительность протестов в Египте стали возможными благодаря относительно профессиональному поведению армии, которая считает себя защитником нации, а не инструментом репрессий.
Это новая концепция для многих стран региона, где самой сильной персоной зачастую был военный или человек, имеющий тесные связи с органами безопасности, которые могли быстро подавить инакомыслие.
Протесты в Египте и Тунисе возглавляли не исламисты с требованиями усиления роли религии, не беднота, добивающаяся лучшей оплаты труда, и даже не привычный узкий круг политических активистов, выступающих за свободу слова. На этот раз демонстранты представляют широкий срез общества.
Резерфорд, автор недавно вышедшей книги о Египте, говорит, что его поразили интервью с молодыми протестующими египтянами, которые размещены на YouTube.
«В прошлом, многие рассуждали так: да, проблемы есть, но в демонстрациях смысла нет. Теперь они осознали, что ради этого стоит рисковать», рассказал он. «Они переосмысливают себя как граждане. Они приходят к осознанию того, что государство должно перед ними отчитываться».