Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Еще две недели назад Египет считался страной с достаточно успешной экономикой. Его относили к категории "пробуждающихся" рыночных хозяйств, демонстрирующих устойчивый экономический рост в течение целого десятилетия. Сам Хосни Мубарак удостоился похвалы за введенные им экономические реформы, включавшие приватизацию и борьбу с засильем бюрократии. Чиновники Международного валютного фонда с волнением рассказывали о внушительном росте иностранных инвестиций в египетскую экономику, цитировали популярный слоган каирских властей: "Египет открыт для бизнеса".
И вдруг начались массовые демонстрации, И тогда экономистам стало ясно, что они прозевали самое главное. Стабильное экономическое положение неожиданно стало плохим, а просвещенный Мубарак-реформатор превратился в безжалостного Мубарака-диктатора. Международные кредитные компании поспешили снизить рейтинг Египта, а Барак Обама не только не протянул дружественному египетскому президенту руку помощи, а, напротив, стал всячески ему намекать на необходимость немедленной отставки.
Так, в одночасье, Египет превратился в символ нищеты, обремененное социально-экономическими недугами государство третьего мира, в котором имеет место колоссальный разрыв в доходах между узкой прослойкой богатой элиты и десятками миллионов людей, которые живут на два доллара в день. Не случайно нынешние народные волнения называют "интифадой голодных".
Экономисты немедленно пришли к оригинальному выводу, что в Египте отсутствует средний класс, и даже те, кому удается получить академическое образование (миллион выпускников высших учебных заведений в год) находит работу либо на уборке, либо в мелкой розничной торговле. Стоит напомнить, что тунисская революция, которая послужила детонатором вспышки гнева в Египте, началась с того, что 26-летний выпускник университета поджег себя потому, что полиция конфисковала его овощной лоток.
Валовой национальный продукт Египта составляет 220 миллиардов долларов, ровно столько, сколько в Израиле. Правда, Египте живут 80 миллионов человек, а в Израиле 7,5 миллионов. Поэтому уровень жизни в Египте составляет 10% от израильского. Если добавить к этому колоссальный разрыв в доходах между бедными и богатыми, можно понять, откуда произрастают отчаяние и гнев.
2010 год Египет завершил с высокой инфляцией - 13%. Продукты питания подорожали на 20%, безработица достигла 25%. В государстве, где 40% доходов населения идут на продовольствие (в Израиле эта цифра составляет 17 %), это является центральной причиной для гнева и недовольства народных масс, которые не в состоянии себя прокормить. Кроме того, Египет страдает от коррупции во властных эшелонах, от отсутствия свободы слова. Правоохранительные органы арестовывают людей , когда им заблагорассудится; парламентские выборы фиктивны. Как иначе можно достигать 97% голосов в течение 30 лет?
Революции в арабских странах всегда заканчиваются плачевно. Они начинаются из-за бедственного экономического положения и повышения цен на продукты питания. Народные массы выходят на улицы, власти приказывают армии подавить бунт. Если армии это удается – революция откладывается на несколько лет. Если нет – военные присоединяются к демонстрантам, и диктатор теряет власть. Затем проходят "свободные выборы", результаты которых не имеют никакого отношения к демократии, к которой простодушно призывают Египет Обама и Ангела Меркель. Хорошо организованные группировки захыватывают власть в стране. Так радикальные исламисты захватили власть в Иране, ХАМАС в Газе, "Хизбалла" в Ливане. Все опасаются, что подобный сценарий повторится в Египте, и к власти придут "Братья-мусульмане".