Москва. Прошло два года с начала проведения поддерживаемого Кремлем противоречивого эксперимента, направленного на то, чтобы привести постсоветское образование в соответствие с западной практикой и ввести по всей стране стандартизованный экзамен для приема в высшие учебные заведения. За это время российский вариант американского экзамена S.A.T. обзавелся некоторым количеством критиков и вызвал недовольную реакцию со стороны учителей и родителей.
В 2009 году ЕГЭ (единый государственный экзамен) по русскому языку и математике стал обязательным для выпускников средних школ и абитуриентов высших учебных заведений. Те школьники, которые планируют поступить в институт, должны выбрать для себя еще и третий экзамен по тому предмету, который, как они считают, будет для них профилирующим после поступления.
Президент Дмитрий Медведев является активным сторонником этого экзамена и рассматривает его как составную часть своей программы модернизации, а также как часть усилий, направленных на борьбу с мошенничеством в этой области, которая уже давно считается коррумпированной. В телевизионном интервью, которое он дал в августе 2009 года, он отметил, что ЕГЭ «а) направлен против коррупции; б) он делает экзаменационный процесс гораздо более прозрачным».
От также сказал, что он завидует сегодняшним школьникам, поскольку они избавлены от необходимости прохождения двойного испытания в виде выпускных экзаменов в школе, а затем вступительных экзаменов в институт.
Г-н Медведев и другие официальные лица, в том числе и первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов, также высоко оценивают этот экзамен, считая его «социальным лифтом», позволяющим выпускникам школы из провинции иметь равные шансы при поступлении в престижные университеты.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко является самым активным сторонником ЕГЭ, и он говорит о том, что возврата к прошлой системе не будет.
«Точка невозврата уже пройдена, - заявил он в декабре в интервью официальному информационному агентству «РИА Новости». – Люди уже испытали это на собственном опыте, и они приняли логику объективной оценки знаний».
Но есть и противники новой системы среди представителей различных политических направлений. Коммунисты заявляют о том, что этот тест представляет собой гвоздь, вбитый в гроб бывшей некогда знаменитой системы образования. Она позволила запустить первого человека в космос, а американцы были вынуждены приложить немало усилий для того, чтобы догнать Советский Союз в области математики и естественных наук.
Сергей Миронов – председатель Совета Федерации, то есть верхней палаты Российского парламента - заявил в прошлом месяце о том, что «эксперимент с введением ЕГЭ играет негативную роль», а статистика Министерства внутренних дел показывает, что в 2009 году коррупция в системе образования увеличилась в два раза.
До введения ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения были широко распространены взятки. Это происходило в том числе потому, что студенческий билет освобождает молодых людей от службы в армии.
Теперь, по мнению критиков, коррупция переместилась в школы. Правительству, а также средствам массовой информации стали известны случаи обмана со стороны школьников, а также учителей и представителей руководства школ при пересылке или изменении результатов экзаменов.
Ученики средних школ считают, что новая система не очень удобна, хотя она и может показаться устарелой ветеранам стандартизованного тестирования в Америке.
«Каждый экзамен – как трагедия, - рассказывает Лиза Иршаи, недавно закончившая школу, сдавшая в прошлом году этот экзамен и планирующая изучать современное искусство. – Вас приводят в помещение, и все учителя на вас смотрят. Сам тест проводится в другой школе. То есть вас посылают в другую школу для прохождения этого экзамена».
Ее мама – писательница Евгения Гершкович – говорит о том, что расходы на дополнительные занятия с репетиторами могут доходить до 1000 долларов в месяц.
Научные работники и родители подчеркивают, что, помимо дополнительных затрат и коррупции, их больше всего беспокоит общее падение образовательных стандартов, и воплощением этого, по их мнению, являются тесты с использованием множественного выбора, которые являются полной противоположностью устного экзамена и сочинений, которые служили основой советской экзаменационной системы.
Нина Асейкина – сотрудник туристической фирмы из Саратова – согласна с родителями из Москвы. Она рассказывает о том, что образовательная программа ее 16-летней дочери Маши, которая в ближайшее время закончит ту же школу, где г-жа Асейкина училась в советские времена, превратилась в систему «зубрежки».
Как и американский тест S.A.T., ЕГЭ в гуманитарных дисциплинах предусматривает написание сочинения, однако г-жа Асейкина считает, что это только ускорило падение навыков письма, хотя она довольна тем, что школьники теперь освобождены от старой системы двухступенчатого тестирования.
«Мы видим, что школьники, возможно, отлично справились с ЕГЭ, но они приходят сюда, и выясняется, что они ничего не знают», - подчеркивает Евгения Петрова, работающая уже почти 50 лет преподавателем в Саратовском университете.
Галина Лисицына - проректор по учебной работе Европейского университета в Санкт-Петербурге, являющегося самым западным по стилю своей работы высшим учебным заведением, - утверждает, что современные технологии изменили потребности и способности школьников.
«Поколение, воспитанное в век компьютеров и интернета, не может получать образование старым способом, - отмечает она. – Но это не означает, что они не должны изучать классическую литературу, иметь всего несколько часов русского языка и сокращенную программу по истории».
В Государственном образовательном учреждении -Образовательном центре № 109 - школьники готовятся к тому, что сейчас представляется неизбежным, и не все из них настроены против.
«Идея неплохая», - говорит 15-летняя Мария Замятина. – Просто она еще не доведена до совершенства».
Однако директор школы Евгений Ямбург называет эту систему подержанным западным костюмом. «Существует старая российская традиция, которая состоит в том, чтобы брать на Западе самое плохое и испытывать это здесь», - подчеркивает он.