Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Два мировых музея налаживают сотрудничество

Музеи Эль Прадо и Эрмитаж подпишут соглашение об обмене выставками. Сначала откроется выставка картин из испанского музея в России, на которой будут представлены полотна Веласкеса и Гойи, а также других европейских художников

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВыставка "Генеральная баталия", посвященная 300-летию Полтавской битвы, открылась в Московском Кремле
Выставка Генеральная баталия, посвященная 300-летию Полтавской битвы, открылась в Московском Кремле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
России «крайне необходим» настоящий музей современного искусства, как, скажем, Нью-йоркский музей современного искусства, но нет человека, обладающего «вкусом, талантом, связями и коммерческой жилкой», который мог бы взяться за этот проект. И это говорит не кто-нибудь, а Михаил Пиотровский, директор крупнейшего российского музея Эрмитаж.

России «крайне необходим» настоящий музей современного искусства, как, скажем, Нью-йоркский музей современного искусства, но нет человека, обладающего «вкусом, талантом, связями и коммерческой жилкой», который мог бы взяться за этот проект. И это говорит не кто-нибудь, а Михаил Пиотровский, директор крупнейшего российского музея Эрмитаж. В понедельник 7 февраля Пиотровский подписывает в Мадриде соглашение от обмене выставками с Музеем Эль Прадо (El Prado) в рамках проведения Года Испании в России и России в Испании.

25 февраля этого года главы обоих государств откроют выставку полотен из Эль Прадо в музее Эрмитаж. Она состоит из 66 работ (33 картины испанских художников и 33 западноевропейских), созданных в период между серединой XV века и началом XIX. В ноябре Эрмитаж представит в Испании выставку из 170 картин. Этот культурный обмен не имеет прецедентов в истории обоих хранилищ. Трейлеры с холстами из Эль Прадо начнут прибывать в Санкт-Петербург в четверг на этой неделе, где их с нетерпением ждут в Эрмитаже. Основу его коллекции составляют предметы искусства, которыми Екатерина II украсила Зимний дворец в 1764 году.

Эрмитаж представляет собой не только символ имперской власти. Это также своего рода дом Пиотровского. Этот 66-летний арабист и археолог возглавляет музей, начиная с 1992 года. Он пошел по стопам отца, который был директором музея до своей смерти в 1990 году.

Пиотровский следует традициям, хотя интересуется также и современным искусством, коллекцию которого начинает собирать. И все же он считает, что большой музей современного искусства, которого пока еще нет в России, «по своему замыслу должен быть противоположным Эрмитажу, поскольку последний показывает, что нет искусства старого и нового, а есть лишь преемственность и традиция». В Эрмитаже выставляются только те творения, которые уже обрели известность. Музей же современного искусства должен показывать «многообразие языков и материалов, способствовать развитию искусства и показывать, как создаются произведения».

Эрмитаж финансируется за счет средств государственного бюджета (на 60-70%), а также собственных доходов. Различие между коммерческими и некоммерческими проектами весьма «зыбкое», говорит Пиотровский и зависит от  каждого конкретного случая. Поддержку музею оказывают и российские олигархи. В прошлом нефтяной магнат Михаил Ходорковский (в настоящее время находящийся в заключении) оказывал Эрмитажу помощь в организации выставок в Великобритании. Сейчас бизнесмен Владимир Потанин возглавляет Попечительский совет музея, состоящего из представителей деловых кругов. Потанин финансирует Эрмитаж через созданный им фонд, выделяет стипендии его специалистам, помогает в организации выставок и в приобретении полотен, таких как «Черный квадрат» Казимира Малевича.

По словам его директора, Эрмитаж не изменился ни после Октябрьской революции 1917 года, ни после распада СССР в 1991 году. Какое влияние оказали последние 20 лет на эстетические вкусы россиян? «Результат не самый лучший. Между поколением людей старшего возраста, понимающими ценность наших выставок, и молодежью, активно интересующейся современным искусством, существует прослойка людей, у которых вкус отсутствует, которые не различают, что можно делать, а что – нет». И далее поясняет: «те, кто быстро вошли во власть из мира бизнеса, знают о ценах на аукционах, но у многих отсутствует вкус». Пиотровский приводит предложение превратить Дворцовую площадь, расположенную напротив Эрмитажа, в каток. «Если люди не понимают, что на этой площади нельзя устраивать каток, объяснять им что-либо уже бесполезно».

Как и другие интеллектуалы, Пиотровский выступил против строительства газпромовского небоскреба в Санкт-Петербурге. После широких выступлений общественности губернатор города приостановила выполнение проекта. Однако Пиотровский не ослабляет бдительности. Ученый выступил с критикой лишить город статуса» исторического поселения», что предполагало соблюдение определенных норм при градостроительстве. «Деньги, деньги», восклицает он. «Те, у кого они есть, хотят заполучить еще больше самым простым путем и думают, что им все позволено». При интеграции старого и нового в Санкт-Петербурге «наилучшим примером» может служить Париж.

Ранее Эрмитаж сотрудничал с фондом Гуггенхейма. Сейчас сотрудничество продолжается, но «на более низком уровне, поскольку поменялась ориентация обоих музеев». Совместный проект в Лас-Вегасе (США) закончился в связи со «сложностью и дороговизной». «Мы решили, что выполнили нашу педагогическую функцию». Создание «маленьких Эрмитажей» в мире весьма актуально, считает Пиотровский. «В «Большом Эрмитаже» располагаются фонды, у нас есть динамичная система центров, которые мы называем спутники. Они могут переходить с орбиты на орбиту. В Лондоне у нас есть спутниковый центр, который долгие годы был выставочным. Есть еще один в Италии, осуществляющий научную деятельность».

Пиотровский с недоверием относится к идее возврата произведений искусства религиозным конфессиям. Основываясь на недавно принятом законе, Русская Православная Церковь требует возвратить ей все, что ей принадлежало в прошлом.

«Произведения искусства должны находиться в музеях и выставляться только при соблюдении надлежащих условий», говорит он. Россия приостановила все выставки в США после того, как американский суд постановил, что Россия должна передать хасидскому движению библиотеку Шнеерсона, хранящуюся в Российской государственной библиотеке и Российском государственном военном архиве. Опасаясь конфискации, Эрмитаж отказался предоставлять американским коллегам предметы искусства из своих коллекций.

Диалог орлов


Экспонат эпохи Древнего Рима из собрания Археологического музея в городе Аликанте (Alicante), расположенный в Георгиевском зале Зимнего дворца, привлекает особое внимание посетителей. Это бронзовая рука с римским двуглавым орлом. Она была найдена в 2005 году во время раскопок городища Лусентум (Lucentum), расположенного в местечке Альбуферета в провинции Аликанте. Начиная с декабря прошлого года, она выставлена в Большом Тронном зале Эрмитажа, как бы ведя диалог с двуглавым российским орлом и с троном Романовых. Все это впечатляет.

В экспозиции, которую Эрмитаж в марте отправит в музей Аликанте, особое место занимают археологические образцы, золотые экспонаты скифской эпохи, которые Петр распорядился собрать в Сибири, а также на северных берегах Черного моря, в районе Кубани и Крыма.

Цель экспозиций Эль Прадо и Эрмитажа заключается в том, чтобы показать «развитие обоих музеев как культурных явлений под эгидой двух монархий», поясняет Пиотровский. Вместе с Эль Прадо, понимаете, «мы могли бы осуществить великолепный проект о первых произведениях христианского искусства Испании, Италии и русских иконах». «Кроме того, у нас есть крупный испанский отдел, который появился после войны с Наполеоном, когда Александр I приобрел ряд коллекций».