Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Героиновая эпидемия в России: почему власти уходят от решения проблемы

© flickr.com/limowreck666наркотики
наркотики
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наркомания в России достигла масштабов эпидемии, но правительство не хочет браться за решение проблемы всерьез, предпочитая вместо этого выступать с нападками на внешние силы, такие как Соединенные Штаты и НАТО, ведущие войну в Афганистане. Джаррет Зигон, работающий с наркоманами в Санкт-Петербурге, рассказывает о существующих проблемах и о их последствиях для будущего.

Наркомания в России достигла масштабов эпидемии, но правительство не хочет браться за решение проблемы всерьез, предпочитая вместо этого выступать с нападками на внешние силы, такие как Соединенные Штаты и НАТО, ведущие войну в Афганистане. Джаррет Зигон, работающий с наркоманами в Санкт-Петербурге, рассказывает о существующих проблемах и о их последствиях для будущего.

Российское правительство в очередной раз отказывается брать ответственность за новую форму страданий, которые оно причиняет собственному народу – за героиновую наркоманию и связанные с ней проблемы здоровья. Оно делает все возможное, чтобы возложить вину за эпидемию наркомании и возникший из-за нее кризис с распространением ВИЧ на других, усиливая критику в адрес США и НАТО из-за того, что они не предпринимают дополнительные действия, направленные на прекращение героинового потока из Афганистана в Россию. Цель этого устроенного в международных масштабах политического представления заключается в  том, чтобы создать иллюзию, будто эпидемия ВИЧ и наркомании в России это прямое следствие войны в Афганистане. Но это очень и очень далеко от действительности.

В России сегодня примерно четыре миллиона активных наркоманов. Это один из самых высоких показателей в мире. По оценкам российского Министерства здравоохранения, с 1992 по 2002 годы число наркоманов в стране увеличилось на 400%. А это период времени до вторжения США/НАТО в Афганистан. Еще в 1999 году работающим в России международным организациям было совершенно  ясно, что страна переживает волну ВИЧ-инфекции, из-за использования шприцев наркоманами. Если во многих других странах мира главный путь передачи вируса это половой контакт, то в России около 80% из 940000 ВИЧ-инфицированных людей заразились через шприц. Нет сомнений в том, что Россия сегодня оказалась в тисках эпидемии ВИЧ. Наибольшую тревогу вызывает доклад Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), в котором указывается, что в конце 2002 года темпы распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа были  выше всего в Восточной Европе и Центральной Азии. В этом регионе у России самое большое количество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (сокращенно ЛЖВС), и она намного опережает все остальные страны. Количество заражений в этой стране растет самыми высокими темпами.

Но делается в этом направлении очень мало. Несмотря на обещанное в 2006-м, а затем в 2008 годах тридцатикратное увеличение бюджетных ассигнований на программы борьбы с ВИЧ, российское правительство по-прежнему  недостаточно финансирует программы и медицинские учреждения, занимающиеся проблемами ВИЧ и наркоманов. Кроме того, сосредоточившись на криминализации наркомании, российские власти в своей политике даже способствуют эпидемии ВИЧ/СПИДа. Большая часть государственного финансирования уходит на правоохранительные меры в борьбе с наркоманией, а не на программы лечения и профилактики. Авторы такой карательной политики имеют обыкновение сосредоточивать внимание на наркоманах, а не на наркодилерах. Правозащитные организации давно уже критикуют Россию за то, что там существует очень суровое тюремное наказание за хранение даже небольшого количества наркотиков.

К этому имеет отношение и другое обстоятельство, являющееся главной причиной поступления в Россию такого огромного количества героина. Речь идет о широком распространении коррупции в российской милиции, погранслужбе и в правовых институтах. Многие считают, что милиция действует рука об руку с так называемой наркомафией. Она использует наркоманов, регулярно задерживая их с целью выполнения месячных планов. Короче говоря, российская политика в отношении наркомании, а также повальная коррупция в правоохранительной системе создают такую ситуацию, в которой потребители инъекционных наркотиков делают все возможное, чтобы не попасть в мир официальных институтов власти, в том числе,  в медицинские учреждения, которые способны им помочь.

Да и органы здравоохранения не оказывают ту помощь, какую должны оказывать. Призрак советской медицинской системы продолжает преследовать российский народ, и особенно людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Одним из пережитков тех времен является то, что эта категория людей может получить медицинскую помощь лишь в специальных больницах и в специализированных медицинских учреждениях. В Санкт-Петербурге, где, наверное, самое большое количество ВИЧ-инфицированных героиновых наркоманов, есть три таких заведения – две больницы и один амбулаторный центр. Помощь  в этих учреждениях оказывают только зарегистрированным ЛЖВС. В любом другом государственном медицинском учреждении ВИЧ-инфицированному или больному СПИДом человеку в медицинской помощи будет отказано. В помощи зачастую отказывают и частные платные клиники. Такая система не только сохраняет глубоко укоренившееся негативное отношение к ВИЧ-инфицированному или больному СПИДом человеку, но и ведет к незнанию, отсутствию навыков, а возможно, и сочувствия к больным со стороны медицинского персонала, работающего не в центрах борьбы со СПИДом. Действующая в России медицинская система отражает безразличие власти и общества к эпидемии ВИЧ и наркомании, которая распространяется по всей стране.

Это оказывает негативное воздействие на и без того вызывающий огромную тревогу демографический кризис в России. Россия стала первой промышленно развитой страной, которая в условиях мирного времени, когда нет крупных катастроф, сталкивается с резким снижением численности населения. Согласно одному прогнозу, количество заболеваний ВИЧ в России в следующем десятилетии может увеличиться до 8 миллионов. Это около 10% населения. Даже если этот прогноз не сбудется, ВИЧ/СПИД окажет крайне пагубное воздействие на российскую экономику и национальную безопасность, потому что  подавляющая часть больных это молодое население, достигшее или достигающее трудоспособного возраста. Следует отметить, что все чаще героин и другие наркотики начинают употреблять молодые люди в армии.

Поэтому, несмотря на лицемерные публичные высказывания российских властей с критикой в адрес США и НАТО, причина эпидемии ВИЧ и героиновой наркомании никоим образом не связана с вторжением в Афганистан. Самое убедительное тому доказательство состоит в том, что употребление героина в России достигло масштабов эпидемии к концу 1990-х годов, если не раньше. Что важно, с открытием бывших советских границ, которые прежде находились на замке, Российская Федерация стала сегодня одной из главных транзитных стран мирового рынка наркотиков. Россия превратилась в важное место деятельности глобального героинового рынка, развивающегося взрывными темпами. Это происходит не только из-за весьма слабого пограничного режима, нелегальной иммиграции и всепроникающей коррупции. Причиной тому и географическое положение страны, находящейся между Центральной Азией с ее экспортерами героина и западноевропейскими рынками потребителей этого наркотика.

Еще один существенный фактор это социально-экономическая ситуация в постсоветской России. Расширение личных свобод, взлеты и падения на этапе перехода к квазикапиталистической рыночной экономике, все более тесное знакомство с западным образом жизни, где употребление наркотиков окутано неким гламурным ореолом, рост доходов части населения, а также отсутствие всяких надежд на будущее у остальных – все это способствует бурному развитию героинового рынка в России. Если российские власти ищут виновных в этой ситуации, начинать им следует с собственной медицинской и правовой политики и практики. Но к несчастью для миллионов россиян это крайне маловероятно.

Джаррет Зигон – доцент кафедры антропологии и социологии Университета Амстердама.