Московский корреспондент газеты The Guardian был выслан из России. Это первое изгнание британского журналиста из страны с момента окончания холодной войны.
Вынужденный отъезд Люка Хардинга (Luke Harding) последовал за освещением газетой публикаций сайта WikiLeaks: Хардинг писал об утверждениях о том, что под управлением Владимира Путина Россия превратилась в "настоящее мафиозное государство".
Журналист вернулся из Лондона в Москву в выходные после двухмесячной работы над освещением содержания американских дипломатических телеграмм, однако на паспортном контроле ему отказали во въезде в страну.
Журналист провел 45 минут в помещении аэропорта, а затем был отослан в Великобританию первым же рейсом - его виза была аннулирована, а паспорт ему вернули лишь после того, как он занял свое место на борту. Хардингу не сообщили причины такого решения, однако представитель службы безопасности аэропорта, работающий на Федеральную пограничную службу, подразделение разведывательного ведомства ФСБ, сказал ему: "Россия для вас закрыта".
Жестко контролируемая природа российской политики означает, что приказ о высылке, вероятно, был отдан на очень высоком уровне, однако британское правительство пока не смогло выяснить подробности об этом решении.
Министр иностранных дел Уильям Хэйг (William Hague) связался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым днем в понедельник с целью выяснить, что произошло. Судя по всему, Лавров не смог предоставить объяснения и лишь пообещал заняться этим вопросом.
Главный редактор The Guardian Алан Расбриджер (Alan Rusbridger) сказал: "Совершенно ясно, что это очень неприятное происшествие с серьезными последствиями для свободы СМИ, и это тревожный звоночек о том, что российское правительство теперь начнет выгонять неугодных журналистов. Обращение России с журналистами - как со своими, так и с иностранными - повод для серьезного беспокойства. Мы предпринимаем попытки узнать дальнейшие подробности и поддерживаем связь с министерством иностранных дел".
Последний изгнанный из страны известный журналист - корреспондент Sunday Times Ангус Роксбург ( Angus Roxburgh), которого выслали в 1989 году в отместку за то, что Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) попросила 11 российских шпионов покинуть Лондон. Спустя несколько месяцев, после падения коммунизма, он вернулся и работал на BBC.
Изгнание Хардинга последовало за серией инцидентов, связанных с тем, что власти не одобряли его деятельность. В апреле 2010 года он на некоторое время был задержан в Ингушетии после визита в беспокойный кавказский регион. В мае он взял интервью у дагестанца, отца Мариам Шариповой - смертницы, в результате действий которой погибли 26 человек в московском метро в марте 2010 года.
Хотя западные журналисты не подвергаются таким опасностям, как их российские коллеги, некоторые из которых были убиты за то, что слишком глубоко копали на тему коррупции и мафиозных связей в сердце путинского государства, англоязычные московские корреспонденты осмотрительны в отношении того, о чем и как они рассказывают.
К чувствительным темам относятся упоминания о предполагаемом личном богатстве Путина, любое обуждение коррупции, имеющей отношение к высокопоставленным лицам в правительстве или любые сообщения о том, что Кремль знал о замышлении убийства бывшего шпиона Александра Литвиненко.
В декабре The Guardian опубликовала статью Хардинга, в которой говорилось, что вероятно Путин знал о запланированном убийстве, таково мнение высокопоставленного американского дипломата в Европе, который ссылается на "повышенное внимание российского премьера к деталям". Этот материал был частью серии статей о WikiLeaks.
Хардинг продолжал и дальше раздражать русских, потому что другие газеты, освещавшие тему дипломатических телеграмм WikiLeaks, решили поручить освещение темы телеграмм, имеющих отношение к России, корреспондентам, которые работают за пределами страны. Он же полагал, что будет логично поставить свое имя под материалами о телеграммах на тему России, потому власти в любом случае решат, что это он автор материала.
После первой публикации телеграмм Хардинг стал соавтором книги под названием "WikiLeaks: подноготная войны Ассанжа с секретностью". Там он рассказал инсайдерскую историю публикации секретных документов.
Хардинг сказал: "Я не отправлялся в Россию с каким-либо особенным планом и мне печально уезжать при таких обстоятельствах. Но я не думаю, что журналисты должны мириться с самоцензурой".
Джон Кампфнер (John Kampfner), глава Index on Censorship сказал: "То, как российское правительство поступило с Люком Хардингом, это мелочно и злопамятно, а также является свидетельством - если оно еще требовалось - плохого состояния свободы слова в стране".
В министерстве иностранных дел подтвердили, что связывались с российскими коллегами, "включая и обращение со стороны министра иностранных дел". Британские чиновники заявили, что ожидают ответа.