По мере того как продемократические протесты распространяются по арабскому миру, беспощадный и свирепый европейский квазисоветский оплот диктатуры осуществил разворот к худшему - когда президент Александр Лукашенко жестоко подавил демонстрации после президентских выборов в декабре прошлого года и посадил в тюрьму семь из девяти кандидатов, которые боролись с ним на выборах. Но реагируя на подобные проявления западные власти - и руководство Европейского Союза в частности - должны рассматривать жесткое поведение Лукашенко после выборов как важный поворотный момент: момент, с которого режим уже не может претендовать на народную поддержку, а также был вынужден противостоять провалу своей допотопной социально-экономической модели.
Режим Лукашенко покоился на трех столпах: на социальном контракте, который обещал национальную независимость и гарантировал скромные доходы в обмен на молчаливое согласие на диктаторское правление; на пропагандистской машине, которая укрепляла в глазах людей ценность и необходимость этого контракта; и на массивном аппарате служб безопасности для проведения в жизнь данной модели. Многие годы после того как Лукашенко впервые был избран в 1994 году (он правит без перерыва с тех самых пор) большинство белорусов толерантно относились к режиму, потому что верили, что он защищает их от наихудших проявлений "дикого капитализма", наблюдаемых в соседней России: коррумпированной приватизации, потери рабочих мест и мафиозного управления. Но с течением времени, по мере того как все большее число белорусов побывали на Западе, вера в правление Лукашенко стала неустойчивой.
Зарплаты - значительно ниже, чем гласят официальные цифры - возможно, составляют лишь 200-300 долларов в месяц. Уровень безработицы - 0,7%, но по большей части потому, что те, кто регистрируется на биржах труда, просто направляются на работы общественного характера с оплатой в 10-15 долларов в месяц. Цены высокие, из-за торговых ограничений и правительственной поддержки неэффективных государственных предприятий. Экономический рост, накачанный во время предвыборной гонки перед президентскими выборами обширными бюджетными расходами (две трети экономики контролируется государством), составил в 2010 году по официальным данным 7,6%, но с тех пор уровень упал, хотя никто не говорит насколько.
Каким бы ни был его прошлый успех в поддержании базовых стандартов жизни, сегодня очевидно, что Белоруссия не соответствует динамике своих соседей. В то время как многие пенсионеры и некоторые рабочие остаются довольными жизнью при Лукашенко, молодежь, особенно самая образованная и талантливая, проголосовала против него в декабре - и многое свидетельствует о том, что на самом деле он набрал меньше 50%.
Это, по-видимому, было уже слишком для хрупкого эго президента. На фоне растущих репрессий и увеличивающегося уровня протестов на Западе, Лукашенко в своей инаугурационной речи в январе высказался в том ключе, что он не потерпит угрозы "стабильности".
Но Лукашенко не дурак. Он может не уважать результаты выборов, но он не может позволить себе игнорировать всю ставшую явной глубину непопулярности его режима. Его проблема - в абсолютной утрате режимом легитимности, что означает, что репрессий будет недостаточно. Ему нужно добиться новой сделки с белорусами, и он знает, что это будет: экономическая модернизация в условиях политической "стабильности".
Первые шаги будут предприняты в этом году. Режим сейчас имеет дело с раздутым и неэффективным промышленным сектором, благодаря которому удается поддерживать определенный уровень занятости, что становится возможным благодаря тому, что извлекает большую часть своих доходов из торговли природными ресурсами (в основном переработанной российской нефтью и отечественными запасами калия) и из платы за транзит российской нефти и природного газа в Европу. Сейчас Лукашенко хочет запрячь предпринимателей и привлечь прямые иностранные инвестиции в попытке модернизировать экономику.
В Белоруссии уже есть многообещающая индустрия компьютерного программного обеспечения, доходы которой, по прикидкам, составляют порядка 300 миллионов долларов в год. При помощи австрийских денег и при поддержке Всемирного банка чиновники разрабатывают программу приватизации, которая коснется значительной части находящейся под контролем государства промышленности страны. В то время как конкретные компании, которые будут проданы, пока не называются, власти дали понять, что намерены продать долю в 25% в огромном производителе калийных удобрений компании "Беларуськалий".
Лукашенко рассчитывает, что глубокие экономические реформы получат поддержку Запада, обезоружат иностранных и внутренних критиков режима и позволят добиться экономической модернизации в условиях авторитарного правления. Но он рискует вызвать гнев уволенных рабочих, также его усилия могут обернуться усилением положения неэффективных коррумпированных капиталистов, в том числе из ближнего круга, и при этом перемены будут происходить слишком медленно, чтобы удовлетворить тех, кто проголосовал против него (и вышел на улицы в знак протеста). И Белоруссия - не Китай: она не столь велика, чтобы быть наказанной за поведение своих властей.
Тем не менее политика Запада в отношении Белоруссии должна очень тщательно регулироваться, и она должна подчеркивать мягкую силу Европы - привлекательность ее социальной модели для растущего числа белорусов. Запад должен развивать и культивировать отношения с этими людьми и вкладывать в экономику, при этом отвергая жестокость режима, что может стать легче, если приватизация действительно пойдет.
Визовая политика станет значительной частью решения вопроса. Сейчас белорусы платят за туристическую визу в ЕС 60 евро, что для многих является большим препятствием из-за низких зарплат. Польша объявила, что будет выдавать визы белорусам бесплатно, одновременно отказывая в визах тем, кто указан в длинном списке официальных представителей режима, которые, как отмечает ЕС, были причастны к фальсификациям на последних выборах. Остальные страны ЕС последовали примеру санкций против официальных лиц, но могли бы сделать больше для либерализации вопроса о путешествиях граждан.
Работа на экономическом фронте носит более противоречивый характер. Инвестиции в Белоруссию укрепляют режим, считают некоторые, но они одновременно могут быть необходимы для создания условий возможного появления демократической Белоруссии. Также следует поощрять обмены сотрудниками, и увеличивать поддержку по примеру той, которую такие страны как Польша оказывают представителям белорусской оппозиции.
Итоговый вывод таков: Обычные граждане Белоруссии и жертвы репрессий сегодня нуждаются в помощи. Но в ней же нуждается и ее дряхлый режим. Запад должен использовать этот факт на полную катушку.
Митчелл Оренштейн - профессор в Колледже современных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. Он недавно вернулся из поствыбороной исследовательской поездки в Белоруссию.