Три месяца назад Сергей Собянин принял тяжелое наследство московского мэра Юрия Лужкова. Последний в течение 18 лет управлял российской столицей как своей вотчиной. От царившего в строительном секторе хаоса выгоду получала прежде всего супруга Лужкова – владелец строительной фирмы Елена Батурина. То обстоятельство, что Лужков в сентябре прошлого года был уволен после соответствующей кампании в средствах массовой информации, проводившейся под явным руководством президента Дмитрия Медведева, имеет больше общего с борьбой за власть, чем с фактическими нарушениями политика. От его преемника Собянина, до этого возглавлявшего аппарат премьер-министра Владимира Путина, руководство страны ожидает эффективного и свободного от коррупции управления – в соответствии с их представлениями. Судя по всему, по прошествии 100 дней пребывания в новой должности Собянин, по крайней мере, их не разочаровал.
Расширение метро
Транспортную политику в метрополии с многомиллионным населением и постоянными транспортными пробками Собянин уже в момент вступления в должность назвал своим главным приоритетом. Он делает основную ставку на расширение сети метрополитена и выходе этого вида транспорта за пределы города. Приезжающие в столицу на работу люди должны в будущем оставлять свои автомобили на окраине. До 2015 года подземная сеть метрополитена должна увеличиться на 50 километров. Собянин обещал выделить на эти цели из бюджета города 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда франков). Для удешевления строительства новых линий он намерен отказаться от давней московской традиции – строительства дорогих станций по индивидуальным проектам. Новые станции московского метро получат стандартный дизайн.
Также во время вступления в должность Собянин пообещал сократить долги города. В качестве первого шага он намерен продать находящиеся в собственности правительства Москвы активы 200 частично совершенно нерентабельных предприятий, в том числе и имеющую большую задолженность авиакомпанию «Москва». Аналитики ожидают, что от продажи «столового серебра» будет получено 14,3 миллиарда франков. Бывшего мэра Москвы тем временем привлекают к ответу в связи с последствиями его бесхозяйственности. По данным доклада российской Счетной палаты, только за последние два года два года работы бывший мэр Москвы незаконно потратил 215 миллиардов рублей (6,9 миллиарда франков). Часть этих денег, возможно, получила авиакомпания «Москва». Лужков отвергает эти обвинения.
Замена старых кадров
Намерение бороться с коррупцией новый московский мэр Собянин подтвердил недавно в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Он пообещал превратить Москву в удобный для развития экономики финансовый центр без признаков непотизма. Членов старой правительственной команды Собянин – к удивлению многих – поначалу оставил на своих местах, но затем последовательно заменял их или лишал власти.
Одной из центральных фигур эпохи Лужкова был первый заместитель мэра Владимир Ресин, долгое время возглавлявший строительный сектор. Номинально он сохранил свой пост, но фактически утратил имевшиеся ранее полномочия. Новым заместителем мэра, отвечающим за экономическую политику, Собянин назначил инвестиционного банкира Андрея Шаронова. Он заменил Юрия Росляка, который будет теперь представлять Москву в Совете Федерации – верхней палате российского парламента.
Насколько последовательно Собянин будет проводить зачистку московской строительной политики, которая являлась, вероятно, наиболее критичной областью в годы правления Лужкова, пока сказать трудно. Хотя новый мэр уже остановил несколько спорных проектов, в том числе и строительство кольцевой автодороги, другие проекты пока продолжают существовать. Поэтому московские защитники памятников старины пока настроены скептически. Лужков в прошедшие годы бесцеремонно сносил исторические постройки. Наиболее спорным решением Собянина является введенный практический в течение одного дня запрет на размещение вблизи станций метро мобильных киосков, торгующих продуктами питания и другими товарами. В начале ноября прошлого года мэр Собянин без лишнего шума освободил вид города от этих мобильных торговых палаток.
Последовали протесты торговцев, и городское правительство было вынуждено сделать шаг назад, так как не было правовой основы для неожиданной ликвидации киосков. Тем временем городские власти разработали правила, в соответствии с которыми в непосредственной близости от станций метро могут располагаться только киоски печати и театральные кассы. Все остальные палатки должны быть зарегистрированы, а их часы работы регламентированы.
Снежный хаос
Такой влиятельный политик как председатель Думы Борис Грызлов подчеркнуто похвалил Собянина после его первых 100 дней работы, и это признак того, что новый мэр управляет российской столицей в унисон с руководством государства, чего нельзя было сказать о его предшественнике. Две трети москвичей, согласно опросам государственного института по изучению общественного мнения, удовлетворены работой нового руководителя города. Независимые исследователи общественного мнения сообщили в декабре, что половина москвичей дают Собянину среднюю оценку, а 23% опрошенных назвали его работу позитивной. Опасения относительно того, что новый мэр при организации работ в зимних условиях потерпит неудачу и Москва погрязнет в снежном хаосе, оказались обоснованными.