В очередной раз стараясь привлечь к себе внимания, бывший украинский премьер-министр Юлия Тимошенко выражает «радость и восхищение» по поводу волнений в Египте и Тунисе. В своей статье «Преданная революция» («The Revolution Betrayed»), наполненной ядовитыми упреками по адресу украинского правительства, г-жа Тимошенко напоминает читателями, что она тоже когда-то возглавляла мирную революцию. При этом она как будто не знает, что во время египетских протестов горели машины, а людей ранили и затаптывали до смерти. Хотя масштаб кровопролития был сравнительно невелик, если учесть количество участников протестов, случившееся никак нельзя назвать «мирной революцией». Если бы полиция не покинула улицы, а открыла огонь, жертв оказалось бы намного больше.
Впрочем, вряд ли это волнует человека, который готов восхвалять любые протесты в любой точке мира, лишь бы только вдохновить украинцев свергнуть правительство.
Для автора политической передовицы главная хитрость состоит в том, чтобы воздействовать на чувства читателя, не становясь при этом на определенные позиции, которые могут потом поставить в вину, и никого напрямую не обвиняя, если это может потом ударить по самому автору. Однако, несмотря на все увертки, несколько перлов в статье все равно есть. Во-первых, г-жа Тимошенко утверждает, что «выборы не устанавливают демократию». Увы, Юлия, устанавливают. Может быть, это будет не та демократия, которая нужна лично вам, но свободные и честные выборы это и есть то, что мы называем демократией. Некоторые заявления г-жи Тимошенко заставляют думать, что, по ее мнению, демократия существует только в тех случаях, когда побеждает тот, кто ей нравится. Это не так смешно, как звучит, потому что удивительно многие люди, которые должны были бы лучше разбираться в этом вопросе, похоже, думают точно так же. Их легко распознать по воплям о фальсификациях, которые следуют за любыми выборами – свободными и не очень - с той же неизбежностью, с которой слякоть следует за проливным дождем. Вообще говоря, свободная демократия не означает, что проигравшая сторона обязана взять под козырек и поддержать победителей; вместо этого она вправе подрывать их позицию и власть любыми имеющимися в ее распоряжении средствами кроме государственной измены. Разве эта статья не свидетельствует о том, что и вы поступаете так же, г-жа Тимошенко?
Г-жа Тимошенко обвиняет г-на Януковича в том, что он сфальсифицировал выборы в 2004 году. Тогда в итоге к власти со второй попытки пришел Виктор Ющенко – то есть кандидат, который, по мнению г-жи Тимошенко, и должен был победить (это многое говорит о ее понимании демократии), - обогнав г-на Януковича при переголосовании всего на 8%. В 2010 году Янукович обогнал Тимошенко всего на 3%, но она опять заявляет о фальсификациях. Простите, Юлия, но международные наблюдатели признали выборы 2010 года полностью честными. Просто украинцы не были готовы голосовать, пока вы не победите. Выборы называет честными даже украинская пресса, что забавно, так как на них чуть больше половины украинцев решили, что страну должен возглавлять Янукович – а это примерно тот же результат, который в 2004 году называли абсолютно неприемлемым. Таким образом, итоги выборов, считающихся честными, отличаются от итогов выборов, которые оранжевые революционеры считали сфальсифицированными, лишь на 5%. От фальсификаций обычно ожидают несколько большего размаха.
Впрочем, независимо от этого, даже сторонники «Оранжевой революции» согласны с тем, что установившийся после нее политический режим стал для Украины катастрофой. Изрядная часть вины за это лежит на Юлии Тимошенко, хотя тех, кто с самого начала считал правительство во главе с банкиром и энергетическим олигархом, не могущими определиться, кому в действительности должна принадлежать власть, в принципе недееспособным, случившееся ничуть не удивило. Во время выборов 2010 года, даже некоторые сторонники Тимошенко говорили, что она «не смогла продемонстрировать реальных достижений в области восстановления экономики», пока занимала пост премьер-министра, и что прозападная или пророссийская направленность кандидатов мало значила для украинцев, «уставших от политической неопределенности». Избирателей больше интересовал вопрос о том, у кого больше шансов поднять экономику страны из руин.
Раз уж мы заговорили об этом, давайте внимательнее посмотрим на г-жу Тимошенко, и на то, как ее биография соотносится с ее словами.
Скажем, только вчера она обрушилась на правительство Януковича, решившее послать 60 украинских миротворцев в Кот-д'Ивуар. Неважно, что это операция ООН, и что решение принималось в ответ на просьбу Совета безопасности. Г-жу Тимошенко все равно обуревает праведный гнев по адресу депутатов Верховной рады, поддержавших инициативу Януковича. Оказывается, эти депутаты, «… семьи большинства из которых живут за пределами Украины, в том числе на яхтах, на Канарах, в Европе, сегодня одним нажатием кнопки отправляют наших ребят на чужую войну». Далее она говорит о президенте, «который сам при определенных обстоятельствах не служил в армии, сыновья которого не служили в армии, который не знает, что такое горе матерей, теряющих своих детей на чужой войне».
Заметим, что сама г-жа Тимошенко тоже не теряла детей на чужой войне и не служила в армии. Кстати и ее дочка Евгения долго жила и училась за пределами Украины, в Лондоне, там вышла замуж за рок-музыканта из Лидса, и служба в украинской армии ей явно не грозит. Но не будем об этом – вопрос о том, где живут семьи депутатов Верховной рады не имеет отношения к отправке миротворцев на операции ООН. Весь смысл этой тирады состоял в том, чтобы дать понять слушателям, что Янукович не служил в армии, но посылает воевать других, и что в этом есть нечто позорное. Однако интересно утверждение о том, что политики – это «жирные коты», семьи которых проводят время в праздности на яхтах и катаются по миру на папочкины деньги. Оно меня несколько беспокоит – ведь одним из самых ярых сторонников Тимошенко является депутат Верховной рады и член Блока Юлии Тимошенко Константин Жеваго, который в 36 лет считался самым молодым миллиардером на Украине, а по некоторым данным, и в Европе. В 2010 году он не посетил ни одного из 51 заседания парламента.
Слова г-жи Тимошенко об украинских богачах во многом справедливы, и звучали бы еще лучше, если бы сама г-жа Тимошенко не принадлежала к их числу. Капитал, контролируемый 50 самыми богатыми украинцами равен федеральному бюджету за два года, и составляет 85% украинского годового ВВП. Именно поэтому, как США ни лоббируют вступление Украины в НАТО, Евросоюз относится к этой идее без энтузиазма. Дело не в том, что европейцам не нравятся украинцы – один из самых дружелюбных и трудолюбивых народов мира. Просто большой и бедный сосед нужен Европе, как телеге – пятое колесо. Не стоит обманываться – украинские финансы в полном беспорядке. При Тимошенко и Ющенко экономика страны обрушилась. Конечно, вы можете сказать, что в 2008 году вся мировая экономика свалилась в пропасть, и будете правы. Но я подозреваю, что, если бы такое произошло при Януковиче, у г-жи Тимошенко не нашлось бы для него снисхождения. Кстати, резкий переход от спада реального ВВП к его росту в годовом исчислении после прихода Януковича к власти, а также явный рост реальных доходов можно, конечно, списать на начавшиеся раньше процессы. Ничто не мешает говорить, что Януковичу просто повезло, и он встал у руля как раз тогда, когда начались изменения к лучшему. Статистическими данными тоже можно манипулировать как угодно. Но вот всерьез говорить, что экономическое образование г-жи Тимошенко принесло Украине какую-то значимую пользу, будет уже затруднительно. Достаточно сказать, что в своем докладе для британского Центра изучения конфликтов (Conflict Studies Research Centre), Джеймс Шерр (James Sherr) пишет, что 56-процентное повышение г-жой Тимошенко в 2005 году зарплат в государственном секторе, «шло вразрез с экономическими реалиями». Г-н Шерр также отметил, что г-жа Тимошенко «не питает неприязни к конфронтациям и склонна к бесконтрольному использованию власти». Так что, если Украине интересно, каким президентом могла бы стать Тимошенко, это предупреждение должно ее отрезвить.
Впрочем, ладно, пусть она лицемерит, когда говорит о богатстве и власти, пусть бесстыдно примазывается к любым народным движениям, чтобы напомнить о себе, но нельзя же сказать, что г-жа Тимошенко не бьется как тигрица за суверенитет и независимость Украины и не защищает их от жадных российских когтей!
Вообще-то, можно. Г-жа Тимошенко, ярая противница употребления русского языка, говорила по-русски и не знала украинского до того, как впервые вошла в правительство. Существуют предположения, что девичья фамилия ее матери – Телегина – может быть русской. Одно из самых спорных решений украинского правительства – о продлении аренды базы российского флота в крымском Севастополе, - приведшее г-жу Тимошенко в ярость и заставившее ее назвать г-на Януковича марионеткой Москвы и предателем украинских национальных интересов, было, как сообщает «Украинское радио», изначально предложено самой г-жой Тимошенко. Стороны просто не сошлись в финансовом вопросе. Премьер-министр Николай Азаров утверждает, что в 2010 году между г-ном Путиным и г-жой Тимошенко состоялся разговор на эту тему, и что он намерен просить г-на Путина опубликовать его запись.
В дни, предшествовавшие «Оранжевой революции», когда страна была охвачена лихорадочными и раздутыми надеждами, г-жа Тимошенко прославилась на весь мир «пламенной риторикой». Однако проблема с риторикой состоит в том, что она далеко не всегда бывает чем-то подкреплена, и «Преданная революция» может служить примером подобного пламенного пустословия.