Во вторник министры обороны Эстонии и Швеции заключили соглашение о военном сотрудничестве. В нем излагаются ключевые приоритеты сотрудничества в оборонной области между двумя странами, включая закупку вооружений, обучение и боевую подготовку войск, а также обмен информацией. Соглашение было подписано во втором по величине городе Эстонии Тарту, и оно не получило большой огласки в средствах массовой информации. Об этом событии вкратце сообщила лишь небольшая горстка эстонских информационных агентств. Но несмотря на невнимание прессы, это событие имеет большое значение, выходящее за рамки региона.
Прибалтийские государства Латвия, Литва и Эстония это самые незащищенные и уязвимые в географическом плане члены НАТО. Не имея естественных границ, все три страны пристально следят за тем, как Россия восстанавливает свою сферу влияния – тем более, что в своей истории они долгое время находились под иностранным владычеством, не обладая подлинной независимостью. В то время как мировые СМИ и великие державы сосредоточили свое внимание на очевидной революционной волне в арабском мире, на непримиримости Ирана и американских войнах на Ближнем Востоке и в Южной Азии, прибалтийские страны больше озабочены происходящим у них по соседству. По причине того, что взгляды всего мира прикованы к далеким от них событиям, три страны Балтии тревожатся еще больше, поскольку никто, как им кажется, не обращает внимания на усиление власти и влияния России на их рубежах.
В результате ноябрьского саммита НАТО в Лиссабоне на свет появилась новая Стратегическая концепция, в которой вновь подтверждается приверженность НАТО принципу территориальной защиты своих членов. Но подтверждается это лишь на бумаге. На практике же, тот самый альянс, которые дает прибалтийским странам гарантии защиты, выступил с программным заявлением, в котором приветствует Россию как «стратегического партнера». Прибалтийские страны хотят видеть конкретные действия, доказывающие приверженность коллег по Североатлантическому альянсу делу их безопасности. А вместо этого они видят, как государство-основатель НАТО Франция продает их соседке России современные вертолетоносцы класса «Мистраль», а Москва дает гарантии того, что эти корабли не будут базироваться на Балтийском море (но ведь это корабль, и он может идти туда, куда пожелает Кремль).
Тем временем, Франция и Германия обхаживают центральноевропейское государство Польшу, которая по идее должна быть партнером прибалтийских стран в противодействии российскому усилению. Они призывают ее присоединиться к правящей элите Евросоюза. Проведя в понедельник встречу в верхах, канцлер Германии Ангела Меркель, а также французский и польский президенты возродили так называемый Веймарский треугольник, договорившись о регулярных саммитах лидеров трех стран. Выступая на пресс-конференции по итогам встречи, польский президент Бронислав Коморовский сказал, что российский руководитель Дмитрий Медведев также должен присоединиться к дискуссиям в рамках Веймарского треугольника. А лидеры Франции и Германии при этом одобрительно кивали. Сигнал понятен: Франция и Германия могут признать Польшу в качестве ровни (или почти ровни) – если та смирится или, по крайней мере, закроет глаза на появление тройственного союза в составе Парижа, Берлина и Москвы.
В условиях, когда Франция и Германия уговаривают Польшу, Соединенные Штаты заняты исламским миром, а НАТО со все большим равнодушием относится к проблемам безопасности прибалтийских государств, они поворачиваются в сторону единственной альтернативы в этом регионе – странам Скандинавии. Соглашение Эстонии и Швеции это лишь один пример последних шагов стран Балтии по укреплению сотрудничества со скандинавскими государствами Швецией, Финляндией и Норвегией, среди которых лишь Норвегия официально является членом НАТО. Швеция длительное время в истории была державой регионального масштаба, и Латвия с Эстонией до начала 18-го века даже входили в состав Шведской империи. У этой страны также самые мощные в регионе вооруженные силы, сильная военная промышленность, и она умело противостоит Москве в своей собственной сфере влияния, хотя пока делает это лишь при помощи зарождающейся дипломатической инициативы «Восточное партнерство».
Идут разговоры о дальнейшей интеграции. Эстония уже входит в состав Северной боевой группы Евросоюза (Nordic Battlegroup), которая включает более десятка боевых многонациональных формирований под слабым командованием ЕС и является пока единственным активным войсковым соединением Евросоюза. Литва дала понять, что заинтересована во вступлении в Северную боевую группу и намерена сделать это к 2014 году. Есть возможность для подписания в апреле текущего года всестороннего скандинавско-балтийского соглашения о политике в сфере безопасности, которое будет охватывать буквально все вопросы – от действий в условиях стихийных бедствий в мирное время до совместного реагирования на военные угрозы. Есть даже указания на то, что во вступлении в этот военный альянс заинтересован Лондон. Участие Британии в скандинавско-балтийском альянсе в любом случае усилит его роль и значение – учитывая военный потенциал этой страны в сравнении с другими европейскими государствами.
Но прежде чем называть этот скандинавско-балтийский альянс потенциальным мини-НАТО в Северной Европе, следует реально оценить масштабы сотрудничества на сегодняшний день. В составе Северной боевой группы менее 3000 военнослужащих. У прибалтийских государств армии крошечные, а готовность скандинавских стран бросить прямой вызов России вызывает большие сомнения. Финляндия, например, неустанно трудится над улучшением отношений с Россией. То же самое делает и Латвия, которой Россия предположительно угрожает.
На самом деле, это скандинавско-балтийское объединение может вызвать некоторое облегчение у франко-германской основы Европы и даже у России. Для Франции и Германии это станет долгожданной передышкой от настойчивых требований прибалтийских стран предоставить им более конкретные гарантии безопасности. Поэтому не исключено, что Париж и Берлин будут приветствовать желание Швеции взять на себя это бремя по ободрению и утешению стран Балтии.
Для России это станет приятным напоминанием о том, что сами члены НАТО с большим сомнением смотрят на гарантии времен холодной войны и быстро дробят Североатлантический альянс на части, создавая гораздо менее опасные суб-альянсы. Безусловно, готовность Швеции или Соединенного Королевства к военному участию в этом блоке, охватывающем территорию балтийского региона, создаст проблемы для России. Но образ НАТО, разваливающейся на несколько мелких региональных группировок подобно тающим льдинам в Арктике, вряд ли будет выглядеть угрожающе для Москвы.