Шесть производителей боевых самолетов борются за самый крупный авиационный контракт индийских ВВС. Следует ждать, что в принятом по этому поводу решении политика сыграет свою роль.
5 февраля с принятием на вооружение первых шести самолетов «Супер Геркулес» в индийских ВВС появилась новая эскадрилья, получившая название Veiled Vipers.
Этот самолет военно-транспортной авиации, получивший девиз «Убивать тихо», стал первой за несколько десятилетий крупной американской машиной, приобретенной индийскими ВВС в США. Ожидается, что он придаст мощный импульс развитию войск специального назначения Индии, поскольку теперь они смогут действовать в любых условиях, в том числе, с выброской и высадкой десанта на неподготовленных площадках в полной темноте.
По словам официального представителя ВВС Индии, самолет C-130J-30 Hercules можно применять в военное время в специальных боевые действиях авиации, для обеспечения ремонта авиационной техники, а также для эвакуации раненых. В мирное время он может использоваться для технического обеспечения авиации в труднопроходимой горной местности, участвовать в миссиях ООН и в многонациональных операциях, применяться для оказании помощи при стихийных бедствиях и для эвакуации граждан Индии в кризисных ситуациях.
Подтекст церемонии принятия на вооружение новых самолетов уловили все.
Присутствие на этой церемонии американского посла в Индии Тимоти Ромера (Timothy Roemer), а также руководителей компании Lockheed Martin, производящей самолеты «Геркулес», продемонстрировало то значение, которое придают американцы Индии как покупательнице военной техники из США.
Американцы постарались максимально разрекламировать поступление в ВВС Индии самолетов C-130J. Тем самым, они, видимо, попытались оказать некое неявное давление на руководство индийского Министерства обороны, сделав это накануне проходящей раз в два года в Бангалоре авиационной выставки «Aero-India», которая открывается сегодня.
Этот авиасалон может стать последним шансом для шести крупных производителей боевых самолетов со всего мира. Они постараются произвести должное впечатление на Министерство обороны и ВВС перед тем, как индийское военное руководство примет окончательное решение по поводу крупнейшего для Индии военного контракта. Речь идет о сумме в 11 миллиардов долларов, которую планируется потратить на закупку 126 истребителей с их немедленным принятием на вооружение ВВС.
За этот крупный заказ борются шесть ведущих авиастроительных компаний: американские Boeing и Lockheed Martin, европейские Dassault, Eurofighter и Saab, а также российская РСК «МиГ».
Они предлагают самые разные варианты самолетов. Boeing хочет продать свой истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F Super Hornet, а его главный конкурент Lockheed Martin намерен поставлять в Индию истребитель F-16IN Super Viper. Шведская компания Saab предлагает свой Gripen, а Dassault добивается права на поставку самолетов Rafale. Eurofighter, тем временем, делает ставку на многоцелевой истребитель Typhoon, а Россия предлагает свой МиГ-35.
Ставки в этой игре высоки. Та фирма, которая получит контракт и последующие заказы, в предстоящем десятилетии несомненно будет преуспевать. А оставшимся пяти компаниям придется закрыть часть своих предприятий, поскольку большинство крупных стран планирует создавать, производить или закупать самолеты пятого поколения после 2020 года.
Несмотря на колоссальные вложения в данный контракт, Индия уже сейчас смотрит в будущее. В декабре 2010 года она заключила со своей союзницей Россией меморандум о взаимопонимании, предусматривающий разработку самолета пятого поколения. Проект будет стоить от 25 до 30 миллиардов долларов, и осуществлять его планируется в новом десятилетии.
Но пока все взоры устремлены на министра обороны А. К. Энтони (A. K. Antony) и его команду чиновников, которые, как ожидается, сделают свой выбор о закупке самолетов в апреле или мае. После этого их решение должен будет утвердить Комитет по безопасности при кабинете министров, являющийся высшим государственным органом и арбитром в вопросах национальной безопасности.
Энтони и его советникам предстоит принять трудное решение. Говорят, что ВВС провели великолепную и изнурительную работу по оценке технических достоинств каждого из шести самолетов-конкурентов. Производители признают, что с такими жесткими требованиями и критериями они еще не сталкивались. Первоначально им было представлено 700 требований, изложенных в тендерном документе на 6000 страниц.
Когда заявка была принята к рассмотрению, от каждой компании потребовали прислать в Индию по одному самолету для проведения испытаний в самых разных климатических условиях, существующих в стране. Испытания проводились и в условиях палящего зноя в пустынях Раджастана, и в высокогорном районе Ладакх. Вдобавок ко всему, базироваться все шесть самолетов должны были в Лехе на самой высокогорной в мире базе ВВС, находящейся на высоте 3500 метров над уровнем моря, где зимой температура опускается до минус 30 градусов.
Но на самом деле, технический анализ для индийского руководства был, наверное, наиболее легкой частью работы. ВВС представили свои окончательные оценки в Министерство обороны в июле прошлого года; но поскольку речь идет о столь колоссальном и весьма заметном контракте, министерство твердо решило не торопиться с принятием окончательного решения. Отчасти это вызвано тем, что решение будет приниматься не только на основании летно-технических характеристик самолета – существует и так называемый компенсационный вопрос.
Согласно компенсационным правилам, которые были приняты в 2007 году, получающий заказ производитель обязан заключить в Индии дополнительные сделки в авиационной отрасли как минимум на половину стоимости заказа, чтобы помочь местной промышленности технически и финансово.
Кроме того, существует вопрос эксплуатационного суверенитета. Индия с недовольством восприняла американские оговорки о том, что ей необходимо подписать ряд имеющих обязательную силу соглашений, таких как Меморандум о взаимопонимании по вопросу безопасности и согласования передачи информации (CISMOA). Дели считает такие условия посягательством на независимость страны, хотя Соединенные Штаты заявляют, что данные требования обусловлены их внутренним законодательством. Так или иначе, если стороны не договорятся по поводу CISMOA, то самолеты F-16 и F-18 «разденут», лишив их последних технических новинок. Конкуренты из Европы Saab и Eurofighter поспешили указать на то, что в отличие от американцев у них таких требований не существует.
Все это говорит о том, что на окончательное решение премьер-министра Манмохана Сингха и его администрации будет оказывать воздействие целый комплекс сложных политических, стратегических и военных факторов. Неудивительно, что в последние месяцы в Индию зачастили высокие гости. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, французский президент Николя Саркози, российский президент Дмитрий Медведев, президент США Барак Обама – все они побывали в Дели, отчасти для того, чтобы поддержать своих производителей.
Такие визиты, а также активные и очень заметные контакты с ведущими индийскими политиками и бизнесменами четко показали одно: мир смотрит на Индию как на сверхдержаву в рамках ее субконтинента, а также как на крупнейший рынок боевой техники и вооружений.
Но пока не ясно, кто увезет домой самый большой кусок пирога за всю историю индийской военной авиации.
Нитин Гокхале – редактор индийской телевизионной компании NDTV 24×7, занимающийся вопросами безопасности и стратегии.