Вот она, зависть к космической технике. Через два месяца после того, как таинственный и беспилотный американский космолет завершил свой исторический 225-дневный полет, русские объявили, что они тоже работают над дешевым и быстрым космическим аппаратом многоразового использования. «Кое-что в данном направлении нами разрабатывается, но вот будут ли использоваться эти разработки, покажет лишь время», - заявил на прошлой неделе командующий российскими космическими войсками Олег Остапенко.
Туманное заявление Остапенко вызвало бурное обсуждение в прессе. Мы также не остались от него в стороне. Однако сейчас к дискуссии подключились люди с более холодными головами. Их вывод: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует. Однако нехватка политической воли, поддерживающей инфраструктуры и денег делают появление у русских «X-37-ского» крайне маловероятным.
Основным технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, говорит эксперт по космосу Джим Оберг (Jim Oberg). «Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту».
На сугубо техническом уровне «очевидных препятствий нет», - полагает Оберг. Но есть и другие уровни.
Оберг указал, что Dreamchaser - один из многих разрабатываемых сейчас в США орбитальных самолетов, который должен в итоге присоединиться к X-37 на низкой орбите, - возможно, косвенным образом основан на российском проекте «МиГ-105», осуществлявшемся в 1970-х годах.
Более того, еще в конце 1980х годов, русские работали над орбитальным самолетом «МАКС», который должен был устанавливаться на шестимоторном транспортном самолете «Ан-225». Некоторые эксперты полагают, что прозвучавшие на прошлой неделе уклончивые слова Остапенко относятся именно к возрожденному «МАКСу».
Однако, по мнению Оберга, даже если новый российский космолет будет построен и достигнет орбиты, ему, возможно, придется летать вслепую. «Глобальная навигационная сеть русских серьезно сократилась, часть их спутников-ретрансляторов вышла из строя в 1990-х годах, и замены им не появилось, поэтому мониторинг и контроль в полете в реальном времени могут оказаться проблемой».
Плюс к тому, орбитальные самолеты, скорее всего, слишком дороги для ослабленной российской экономики, полагает Оберг. «Последний раз, когда их правительство позволило обмануть себя и вовлечь в копирование крылатого космического корабля, «потому что у американцев такой есть», они потратили весь свой космический бюджет на тупиковый проект — величественный и бессмысленный «Буран»». Речь идет о советском ответе «Спейс шаттлу», совершившем ровно один полет.
Впрочем, о проблемах с контролем и со средствами можно было и не упоминать. Как считает аналитик из Стэнфорда Павел Подвиг, Москва, скорее всего, не будет заниматься орбитальным самолетом в первую очередь по концептуальным соображениям.
Такие космолеты как X-37B отличаются многозадачностью, поэтому концепция их использования пока несколько туманна. «На них могут размещаться и датчики, и спутники, и средства поражения, если они появятся», - говорит Эрик Стернер (Eric Sterner) из Института Маршалла. Военные будут находить X-37 все новые и новые применения, по мере того, как частота полетов орбитального самолета будет возрастать. В прошлом году был совершен всего один запуск, а на 2011 год запланированы, по меньшей мере, два.
Для российских военных, у которых - в отличие от Пентагона - нет 50 миллиардов долларов «черного» бюджета, подобная неопределенность стала бы политическим бременем. «На мой взгляд, [российской] космической промышленности проще получать поддержку и финансирование для проектов с более-менее четко определенными целями», - заметил Подвиг.
Тем не менее, пока Остапенко или кто-нибудь еще из официальных лиц не даст нам больше информации об орбитальных проектах России, даже Оберг с Подвигом могут только строить догадки. Ясно одно: орбитальные самолеты будут играть важную роль в конфликтах будущего. Вопрос только в том, чьи орбитальные самолеты?