"Шестая часть земли с названьем кратким Русь" уже не хочет быть "шестой". Об этом свидетельствует мощное продвижение идеи "русского мира" во всех точках земного шара, которое особенно активизировалось в 2010 году. И это не только идея - в разных странах мира "местное население" с удивлением наблюдает ее реализацию. Скажем, бескровную войну за храмы между РПЦ и заграничными православными общинами, подчиненными Константинополю. Российское государство покупает участки земли в европейских столицах под строительство новых величественных соборов. И все потому, что храмы Московского патриархата являются символами российского присутствия и ячейками "просветительской" работы. Церковь, по выражению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, - союзница его ведомства и идет с ним "рука об руку". "Государство пока что недостаточно эффективно работает с соотечественниками за границей и при этом нуждается в поддержке Русской православной церкви", - заявил президент РФ Дмитрий Медведев неделю назад на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ. Он подчеркнул, что церковь должна консолидировать многомиллионный "Русский мир" за границами России. А в конце января шеф российских дипломатов Сергей Лавров уверил участников Международных рождественских чтений в Кремлевском дворце, что всячески будет поддерживать РПЦ в деле "укрепления позиций и авторитета России на международной арене".
Политически целесообразное имущество
2010 год стал переломным для Московского патриархата. Патриарх Кирилл, амбиционный и преисполненный сил и опыта утонченно-скрытной международной игры, погрузился в свою стихию. За его плодотворной работой, будто тень, всегда просматриваются очертания Владимира Путина. 5 января 2010 года Путин вместе с патриархом Кириллом провозгласили кампанию по передаче Русской православной церкви имущества "религиозного значения". На протяжении года информационное пространство потрясали сообщения о том, как россияне отбирают храмы у эмигрантских общин и "возвращают" здания, которые принадлежали жителям России до 1917-го. В ноябре премьер РФ нажал на своего коллегу в Израиле Беньямина Нетаньяху с требованием передать России помещение Сергиевого двора в Иерусалиме. Как пишет израильская газета "Мы здесь", раньше речь шла о передаче лишь части комплекса, но теперь РФ требует всю территорию, вместе с археологическим парком и помещениями обществ - охраны природы и охраны памяток. Сергиев двор размещен рядом с Русской духовной миссией. До 1917 года здесь останавливались паломники. В советские времена Россия не имела доступа к этим зданиям. А во время визита Владимира Путина в 2005 году израильская власть получила от него соответствующий месседж и в 2008-м перерегистрировала этот символ русского присутствия на Святой земле в собственность РФ. Интересно, что министры финансов и иностранных дел убеждали общественность, что передача этого двора России "имеет большое оборонительное значение для Израиля". Вероятно, в этом их убедили российские дипломаты.
Впрочем, ярчайшей имущественной операцией в прошлом году стало "отсуживание" крупнейшего православного храма Франции - Свято-Никольского собора в Ницце - в пользу России. Об этом в феврале 2010-го писал американский еженедельник Tіme. "Православный" - не является синонимом слова "принадлежащий российскому государству". Впрочем, если пообещать администрации французского города "85 тысяч зажиточных туристов из России ежегодно", дело можно уладить. В свое время собор построили "белоэммигранты" - и не для того, чтобы в нем правили "анафемствованные сергиянцы". Приход был подчинен Константинопольскому патриарху, а овладение каждым таким приходом является "победой" для Москвы, которая стремится стать "Третьим Римом". Настоятель собора протоиерей Иоанн Гейт считает, что Москва использует православные святыни для удовлетворения своих амбиций и ради восхваления своего политического режима - как во времена Ивана Грозного и Петра І, так и ныне.
Знаменательной является реакция на событии в Ницце редактора "подмененного" издания "Русская мысль" Виктора Лупанова. Он убеждает, что история западноевропейского экзархата Константинопольской патриархии завершается, так как ее руководство "не сумело постичь ситуацию и взять пример с РПЦЗ, которая присоединилась к Московскому патриархату". Вот чекистский приговор. "Россия руками РПЦ МП активно отбирает у эмигрантов, которые не подчиняются Московской патриархии, дореволюционные здания, - пишет французский журналист Винсан Жовер. - Как правило, используется метод раскола сообществ, образование "параллельных" церковных советов из недавно прибывших представителей "русской мафии", которые начинают изнурительные судебные процессы со старыми эмигрантскими советами".
Параллель для политики
Не является тайной, что через структуры РПЦ за границей РФ осуществляет свое политическое влияние на разные страны. "Политика Российского государства является понятной и четкой. Ее стратегия предусматривает преобразование Московского патриархата в главного игрока во всем православном мире, а церковной среды - в своеобразную параллель для мировой политической схемы, - говорит известный религиевед, преподаватель Львовского университета им. Ивана Франко Андрей Юраш. - Для этого нужно максимально преуменьшить роль Вселенского патриарха. Государство Российское и церковь осуществляют единую программу в тесном сотрудничестве. Об этом свидетельствует, в частности, факт, который обошел все известные медиа: архиепископ РПЦ за полтора десятка лет пребывания на кафедре в Вене завербовал в тогдашний КГБ около 30 различных агентов в церковной среде". На сегодня миссию "вербовки агентов" азартно выполняет патриарх Московский Кирилл. Имеет опыт: несколько десятилетий возглавлял Отдел внешних церковных сношений РПЦ, а до этого не раз ездил по миру, убеждая Запад, что в СССР есть свобода вероисповедания. "Внешний вектор политики Московской патриархии является более важным, чем любое направление внутренней деятельности, скажем, углубления евангелизации или другая работа, связанная с внутренним самосовершенствованием", - говорит Андрей Юраш.
Для работы в мире необходимы различные рычаги. Недостаточно только лишь подкупа, запугивания или экономического давления. Людям культурным необходимы уверения относительно значимости культурной традиции России, которая позволяет ей стать рядом с европейскими государствами. И здесь не обойтись без наследства Киевской Руси. Как отмечает французская публицистка Анна Добантон, во время Года России во Франции (2010) в Лувре разместили выставку "Святая Русь, русское искусство от истоков до Петра Великого", где истоками было названо, понятное дело, Киевское княжество. Как же после этого допустить его независимость?
С той же целью в октябре прошлого года посланцы Москвы возили в Канаду "мощи равноапостольного князя Владимира". И здесь даже не возникает вопрос, где они их взяли, а какую пропаганду с помощью их вели. Наконец, митрополит Канады, архиепископ Виннипега и Средней епархии Юрий (Калищук) вынужден был сделать достоянием гласности обращение, где заявил, что Украинская православная церковь в Канаде не может принять святыню, так как она сопровождается распространением литературы, которая "написана с промосковской, царской и советской исторической точки зрения". Другими словами, под видом православной миссии "посланцы" вели пророссийскую политическую пропаганду. Как отмечает архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ Игорь (Исиченко) в интервью порталу Credo.ru, в Канаде не прекращаются попытки поставить Украинскую православную церковь в зависимость - обрядовую, богословскую, культурную - от Московского патриархата. Кстати, активизация пропаганды "русской идеи" в западноевропейских городах в июне прошлого года заставила священника Ламбера Ван Динтерена из города Нант (приход подчинен Константинополю) выступить с заявлением. Отец призвал верных следовать за Христом и помнить, что на самом деле "в Церкви нет ни русских, ни греков, ни румын".
Одна из сфер деятельности Московской патриархии - "заговаривание" исторических трагедий народов, вызванных политикой СССР. Это, в частности, Катыньские расстрелы пленных польских офицеров. Накануне 70-летия преступления заместитель председателя Отдела внешних сношений РПЦ игумен Филипп дал интервью агентству "Благовест-инфо", где так и не смог заставить себя высказать уважение погибшим, вместе с тем рассказал об "общем горе". "Могу уверить, что ХХ столетие примирило наши народы, - говорит игумен. - Оно сняло все бремя исторических оскорблений... Разве могут россияне и поляки после ужасов коммунистических репрессий, после Второй мировой войны вступать в гонку - у кого больше убитых?".
"Духовная" оккупация
Кроме исторической сферы, Московскую патриархию интересует, конечно, имущественная и юридическая. "Возвратить в лоно канонической матери-церкви" следует православные приходы в Прибалтике и Средней Азии. Патриарх Кирилл 2 февраля, выступая на Архиерейском соборе РПЦ, рассказал о "проблемах" в Эстонии (там храмы могут быть переданы в собственность церкви лишь с разрешения Константинополя), Литве, Узбекистане, Туркменистане...
Строить новые храмы - тоже один со способов увеличивать свое присутствие в мире. По поводу этого во Франции разгорелся скандал. Во время Года России во Франции РФ приобрела в Париже крупный участок земли (9 тысяч квадратных метров) - рядом с Эйфелевой башней и Елисейским дворцом - для строительства собора Московского патриархата и Центра культуры и духовности. Как пишет публицистка Анна Добантон в статье "Новый "Священный союз", "операцию с использованием мощнейших политических рычагов очень умело провел управляющий делами президента России Владимир Кожин - бывший сотрудник КГБ, связанный с Московским патриархатом и лично Алексием ІІ, потом митрополитом Кириллом, вместе с которым он интенсивно обрабатывал парижских членов правительства". Переговоры о таком "духовном центре" РФ в лице тогдашнего патриарха Алексия ІІ начала с президентом Франции Николя Саркози еще в 2007-м. Наконец, после визита в Париж Владимира Путина в июне 2010-го участок приобрело Управление делами президента РФ.
Когда дело было уже сделано, им заинтересовались французские спецслужбы - дескать, под прикрытием духовности там разместятся разведчики. Как пишет в статье "Шпионский собор" ("Новая газета") Александр Солдатов, эксперты отмечают, что именно в обмен на "духовно-культурный центр" Дмитрий Медведев согласился приобрести у Франции дорогие вертолетоносцы "Мистраль", допустить французов к стратегическому проекту "Северный поток" и принять участие в международных санкциях против Ирана. Винсан Жовер в еженедельнике Le Nouvel Observateur опубликовал статью "Афера с кафедральным собором Кремля в Париже", где изложил результаты своего журналистского расследования. Он утверждает, что это дело является частью давно разработанной глобальной стратегии: легитимации режима Путина с помощью церкви. Постройка собора в центре Парижа, по его мнению, равноценна заявлению о возобновлении российского влияния во Франции и вообще в Западной Европе.
Летом прошлого года Москва закупила для своей церкви также участок земли в столице Испании Мадриде. Первый русский приход образован в этом городе в 2001 году.
Война за веру
Конечно, Российское государство работает и на "внутреннем фронте". К "войне за веру" россиян готовят книжками, фильмами, телепередачами, проповедями и политическими проектами. На прошлой неделе российский политолог Виталий Третьяков сделал достоянием гласности идею, что для того, дабы успешно бороться с терроризмом, российскому обществу необходимо сделать государственной православную идеологию. Вот только в "расцерковленном виде" - такое себе "общественное православие". Впрочем, из истории известно, что могут натворить насыщенные пропагандой люди, убежденные, что "с ними Бог". Ведь, в свое время "общественную религию" уже вводил Адольф Гитлер.
Подготовка к массовой пропаганде российского превосходства и господства началась задолго до этого. В 2006 году РПЦ утвердила собственную доктрину прав человека. Ее автором был нынешний московский патриарх Кирилл. Проанализировав эту доктрину, религиевед Татьяна Левченко делает вывод, что она обосновывает тоталитаризм. "Согласно патриарху Кириллу, права человека имеют лишь "богоподобные", - пишет госпожа Татьяна. - Их могут приобрести значительные массы населения "восточноправославной цивилизации". И совсем мало надежды у тех, кто живет в цивилизации зла, или, как назвал ее патриарх во время визита в Украину, "западной цивилизации ненависти". Достойным и праведным является тот человек, который служит семье, Родине, "святыням". В 2010-м, на Третьей ассамблее "Русского мира" патриарх Кирилл дополнил доктрину. Теперь все выглядит так, что не только люди, а и государства бывают достойные и "не очень". "Конечно, патриарх заявляет для видимости, что все государства имеют право на самостоятельное существование, - отмечает Татьяна Левченко. - Но здесь же разворачивает учение, в основе которого - деление государств на три разряда. Высший разряд - это святая Россия. Низший - это греховный Запад, мировая цивилизация потребления. Средний - это страны, которые могут войти в Русский мир".
Напомним, что творческий глава РПЦ лет 20 назад изобрел такой термин как "каноническая территория". Об этом, не скрывая, рассказывает иеромонах Евфимий (Моисеев) в своем докладе "Русский мир как основа Вселенской церкви". "Еще в начале 1990-х годов, на фоне распада Советского Союза, который обернулся для исторической России колоссальными территориальными потерями, Русская церковь поставила вопрос о границах Русского мира, - информирует иеромонах. - Для этого был введен термин "каноническая территория", которого до тех пор не знало церковное право". И эту теорию разработал Отдел внешних сношений РПЦ, который тогда возглавлял митрополит Кирилл (Гундяев). Дальше иеромонах повторяет сформулированный в том же Отделе месседж, что "каноническая территория Русской православной церкви (заграничной) совпадает с канонической территорией Вселенского патриархата". Итак, когда все владения РПЦЗ будут в руках РПЦ МП - она территориально станет, как Вселенская! Такие вот мечты тешат идеологов "православной империи".
Всеправославный собор
Тот же иеромонах Евфимий подчеркивает, что основным оппонентом выдвинутого РПЦ принципа "канонической территории" является Вселенский патриархат. Не удивительно, что продолжительное время Москва считала своим "врагом номер один" даже не Ватикан, а Константинополь. Однако в последние два года отношения между патриархатами для вида потеплели (известно, что "теплоты" прибавила им Украина). В мае прошлого года Патриарх Варфоломей І по приглашению Кирилла побывал в России. И из него "вытрясли" фразу о "возвращении раскольников в лоно канонической Церкви", хотя и не ясно было, какую именно церковь он имел в виду: Московскую или Константинопольскую. Наконец, два крупнейших православных центра решили совместно готовиться ко Всеправославному собору, потребность в котором вызревала свыше тысячи лет.
"Идею Всеправославного собора Константинополь выдвинул еще в 1950-тые годы, - рассказывает известный религиевед Андрей Юраш. - В 1960-тые эта идея развивалась. Под эгидой Константинопольского патриархата на греческом острове Родос и на Кипре происходили Всеправославные совещания относительно подготовки Собора. В конце 1970-х эта работа была заблокирована из-за сопротивления Московского патриархата. Все понимали, что без участия РПЦ статуса всеправославного собрания в Соборе не будет". Религиевед считает, что нынешнее оживление этой давней инициативы - это плод переконфигурации отношений Константинополя и Москвы. Он убежден, что в результате такого потепления каждый решает какой-то свой вопрос. Константинополь гордится, что его главный оппонент в православной среде демонстрирует признание де-факто первенства Константинополя в православном мире - "первенство по чести". Москва теперь как будто соглашается с таким определением. И даже сделала еще один шаг в сторону Константинополя: приняла предложенную Константинополем формулу функционирования православных епархий, приходов в странах диаспоры. Думаю, что за это она получила уверение патриарха Варфоломея относительно невмешательства в "украинское дело".
"То, что такой Собор необходим, ни у кого не вызывает сомнений, - говорит Андрей Юраш. - Православный мир де-юре живет по догматическим, юрисдикционным и еклезиологическим законам, которые в последний раз принимались на VІІ Солунском соборе где-то в ІX веке. Свыше тысячелетия не было собраний, которые бы адекватным образом отвечали на вызовы современности. Вместе с тем Католическая церковь прошла заметную эволюцию. В церковной среде понимают, что догмы, установки, каноны, которые принимались в первом тысячелетии, должны получить определенное обновление, осмысление в современном контексте". Ученый напоминает, что всеправославных соборов не созывали, так как не было для этого политической возможности. Вселенские соборы в первом тысячелетии имели поддержку византийских императоров, которые обеспечивали организацию, легитимность, регламентацию решений. Впрочем, едва ли Константинополь согласится, чтобы ныне Москва целиком оплатила собрание такого сорта. Не известно, до каких пор Вселенский патриарх готов идти на уступки, ведь у него есть свои интересы и собственная стратегия.
В центре - Украина
Один из вопросов будущего Всеправославного Собора - механизм получения автокефалии, что очень важно для Украины. Москва, учитывая возможность вмешательства - идеологического и юрисдикционного - в украинскую ситуацию, согласилась на некоторые уступки Константинополю, получив гарантии невмешательства с его стороны. "Совещания происходят по инициативе и под председательством Вселенского патриарха, - рассказывает Андрей Юраш. - Впервые Москва приняла в них участие в начале октября 2008 года, сразу же после приезда Варфоломея в Киев. Тогда Варфоломей не отважился на решительные действия против Москвы (Кирилл позже хвастался, что это он убедил его не поддержать Украину. - Авт.). И в благодарность тогда еще патриарх Алексий ІІ в тяжелом физическом состоянии едет в Стамбул и принимает участие во всеправославном совещании. Константинополь сейчас демонстрирует желание согласиться на ту форму автокефалии, которую предлагает Москва и которая является для нее стратегически необходимой. А именно: через одобрение церкви, которой подчиняется структура, которая хочет ее получить. Если она будет поддержана, Украинское государство не будет иметь шанса для канонической автокефалии в православном контексте. Ведь Москва никогда не пойдет на признание украинской автокефалии".
Мешает ислам
В январе в этом году представитель РПЦ в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) заявил, что возвращение европейцев к их христианским корням - это вопрос их физического выживания, передает Интерфакс. Игумен написал статью, где убеждает, что мусульмане в Европе - это не только "вызов для наследников большой христианской традиции", а и призыв перед лицом "нового переселения народов" обратиться к вере. Проповедник "доброго и вечного" указал на неэффективность диалога между христианами и мусульманами в Европе, сделав ударение на том, что в нем христиане выглядят слабыми. "Борьба с терроризмом" и "защита от ислама" - такие идеи с готовностью предлагает Россия западным государствам. Публицисты неутомимо пишут, что лишь объединенная церковь - т.е. союз Московской патриархии с Ватиканом - может рехристианизировать Европу и создать новую цивилизацию, способную дать отпор исламу. Антимусульманская пропаганда должна отвлечь внимание мирового сообщества от притеснений свободы вероисповедания в самой России и в странах, которые она ныне старается патронировать.
Следует знать
Собор Русской православной церкви 1917-1918 годов избрал патриархом Тихона (Белавина) и провозгласил анафему советской власти. Начались репрессии. Впрочем, тотальное наступление на церковь началось в 1921 г. Тогда большинство епископов РПЦ, которые не пошли на "сотрудничество", были уничтожены и заменены на работников НКВД. ВЧК разработала стратегию и тактику уничтожения церкви. В декабре 1921 года шеф ЧК Феликс Дзержинский велел одному из руководителей своего ведомства Мартину Лацису написать докладную для Ленина, указав, что с церковью правительство не должно поддерживать никаких отношений, "маневрировать может только ВЧК для единственной цели - разложения попов". Тысячи непокорных священников были арестованы и расстреляны. Оставлены "при деле" лишь лояльные к власти, которые должны были доносить в "органы" темы исповедей своих прихожан. 21 октября 1921 года митрополит Сергей (Страгородский) обязывает священников и мирян молиться в церквях за власть "красных безбожников". Со временем он по распоряжению Сталина будет "назначен на должность" патриарха РПЦ.
29 апреля 1923 года "параллельная" РПЦ структура, подчиненная ВЧК, - "обновленцы" - во главе с митрополитом Сергеем организовывает Собор Русской православной церкви (І обновленский собор), на котором принимает важные для большевиков решения, в частности:
- о поддержке советской власти и исторической необходимости социалистического порядка;
- о "поминании" советской власти на богослужениях;
- об осуждении контрреволюционной деятельности предыдущего руководства Церковью;
- об осуждении зарубежной Русской православной церкви (Карловацкой).
Русская православная церковь Московского патриархата до сих пор не осуществила акта покаяния и люстрации в своей структуре.
Москва и Ватикан: двойная игра
Недавно вышла из печати книжка "Свет мира. Папа, Церковь и знамения времени", где Папа Римский Бенедикт XVІ дает ответ немецкому журналисту Петеру Зеевальду. В частности, речь идет о готовности к диалогу с московским патриархом Кириллом. "Прекрасным жестом" глава Римско-католической церкви считает то, что Кирилл в честь пятой годовщины его понтификата устроил концерт в Риме. В концерте принял участие глава Отдела внешних сношений РПЦ митрополит Илларион, который, как оказалось, является и композитором. Одно из его произведений прозвучало на этом праздновании. Умеют кремлевские сценаристы сделать приятное выдающимся людям. Напомним, что Московский патриархат претендует на роль единого партнера Ватикана со стороны восточного христианства. При этом роль Константинополя как можно больше снижается.
Справка "УМ"
Стремление Москвы быть лидером в православии развилось в сталинские времена. В 1948 году на празднование 500-летия признания автокефалии Русской церкви Кремль пригласил глав всех православных церквей. Для организации совещания представителей поместных церквей при РПЦ был создан Отдел внешних церковных сношений. Впрочем, главы восточных патриархатов не приехали, так как поняли, что им предложат признать Москву как центр православного мира. Отдел до сих пор выполняет свои функции.
Перевод: Антон Ефремов