По ходу многолетней подготовки к объявлению в этом году крупнейшего в истории Центральной Европы публичного тендера чешское правительство и чешская энергетическая компания CEZ (в которой государство владеет долей в 70%) называли главными критериями в выборе того, кто будет строить их ядерные реакторы, такие факторы как безопасность, стоимость и трансфер технологий.
Но на этой неделе чешская сторона, судя по всему, подняла ставки, открыто заявив, что внешнеполитические последствия сделки в плане отношений с Соединенными Штатами, Россией и Европейским Союзом являются одним из ключевых факторов в принятии решения о том, кто выиграет 28-миллиардный (в долларах) тендер на строительство пяти ядерных реакторов в Чешской Республике и Словакии.
"Это крупнейшие инвестиции в истории Чехии, и это вопрос не только CEZ, правительство должно держать весь процесс под контролем", - заявил премьер-министр Петр Нечас в среду.
Позднее в этом году CEZ формально огласит все условия тендера, в будущем году заинтересованные стороны подадут свои заявки, а в 2013 будет выбрана компания-победитель. Первый новый реактор должен быть запущен в 2021 году.
В шорт-лист компаний-претендентов вошли Westinghouse Electric Co., американское подразделение японской Toshiba Corp., французская государственная компания Areva SA и российский государственный "Атомстройэкспорт".
Пока что шансы их всех примерно равны, так как все подавшие предварительные заявки компании заявили, что они намерены в значительной степени использовать труд местных компаний и местных рабочих, будут делиться технологиями с чешскими компаниями, а также сказали, что сделка может послужить делу укрепления других будущих экономических связей.
Но передача ноу-хау и соответствующей технической информации по реакторам от их разработчиков - это не прогулка в парке.
"Все три претендента очень против идеи расставаться со своими ноу-хау", - заявил источник в чешском правительстве, близкий к тендеру, пожелавший остаться неизвестным. Но чешская сторона планирует занять жесткую позицию, и по словам источника, чтобы выиграть, компания-победительница должна будет согласиться на передачу этих самых ноу-хау в достаточной степени, чтобы чехи сами могли работать с реакторами и при необходимости модернизировать их".
Но географическое расположение Чешской Республики между востоком и западом не только делает выбор победителя тонким моментом, но и может быть расценено как эквивалент присуждения стране-победительнице статуса наибольшего благоприятствования.
Уже являясь членами Европейского Союза и НАТО и извлекая львиную долю своего валового внутреннего продукта из торговли с другими государствами Евросоюза, чехи сталкиваются с проблемой, чем-то вроде ребуса: стоит сделать выбор в пользу американцев, и это позволит серьезно укрепить связи с ними в области безопасности, но из такой сделки вряд ли удастся извлечь серьезные политические рычаги; выбери французов и по умолчанию Евросоюз - но отношения Чехии с Европой уже достаточно прочные, или же стоить посмотреть в сторону России, бывшего патрона, с его обещаниям в области продвижения чешского бизнеса дальше на восток….
Правительство и его переговорщики упирают на то, что страна должна провести диверсификацию в сторону от России, которая уже является источником более чем 75% природного газа и нефти для чехов, как и ядерного топлива для двух действующих ядерных реакторов страны.
В любом случае новый акцент на внешнеполитические соображения в известном смысле закладывает фундамент для того, чтобы чешская сторона сказала "нет" двум самым влиятельным державам мира, отмечает источник в правительстве. Иржи Пехе, политический аналитик и директор политического департамента в Нью-Йоркском университете в Праге, заявил, что сейчас за кулисами идет серьезное лоббирование.
"Конечно, то как развиваются события в Чехии, позволяет говорить о том, что есть правительство и есть очень сильные лобби, позиции которых зачастую выглядят более сильными, чем позиции властей", - говорит г-н Пехе.
Правительство г-на Нечаса старается делать то, что от него ожидают - оценивает риски в области безопасности - но вопрос в том, не подвержен ли процесс правительственной оценки рисков сам некоему типу политического лоббирования, говорит он.
"Правительство возможно старается создать такую ситуацию, в которой оно подготовится оказать давление на CEZ с тем, чтобы русские были исключены из сделки или их присутствие было ограничено", - говорит г-н Пехе, добавляя, что это не означает, что в итоге российские компании не будут играть роль в тендере. "Их лоббирование, судя по всему, будет огромным".
Правительственный источник отметил, что еще в 2009, когда процесс тендера на строительство реакторов был еще в стадии зарождения, тогдашнее правительство страны было не готово прислушаться к призыву одного из советников, который просил исключить русских по причине необходимости диверсификации энергетических связей и по причинам безопасности.
Местные эксперты говорят, что некоторые влиятельные чешские предприниматели со связями в правительстве страстно желают заключить договор с Россией, а не с ЕС или с США, так как это огромный развивающийся рынок, и им будет выгоден выход на него.
Допуск русских на чешский рынок, который даст Москве плацдарм в рамках Европейского Союза, подразумевает ожидания, что чехи сами в свою очередь получат преференции на российском рынке. "В Чешской республике вопрос стоит так - это правительство владеет CEZ или CEZ владеет правительством", - говорит г-н Пехе.
А премьер-министр Нечас склонен ответить только на этот вопрос.
"Это конкурс от компании, которая имеет структуру частного владения, но тем не менее CEZ большей частью принадлежит государство, а конкурс проводится в стратегически важном секторе - энергетическом, и речь идет о сотнях миллиардов крон", - сказал г-н Нечас.
"Поэтому необходимо, чтобы правительство, в своем окончательном решении, использовало всю доступную информацию, чтобы прийти к заключению по поводу выбора компании-победительницы", - заявил г-н Нечас.