На фоне нарастания конфликтов и взаимного недоверия между Японией и Россией в связи со спором из-за суверенитета над Северными территориями министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) посетил Москву и провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.
С тех пор, как в ноябре прошлого года на остров Кунашир ступил президент Дмитрий Медведев, удерживаемые Россией Северные территории успел посетить ряд высокопоставленных представителей российского правительства, включая министра обороны.
Премьер-министр Наото Кан (Naoto Kan) осудил эти визиты, которые Токио считает грубостью на грани нетерпимого. Российский президент в ответ назвал острова неотъемлемой частью территории России и приказал министерству обороны усилить российское военное присутствие на них.
В ходе переговоров министры иностранных дел уделили вопросу о суверенитете над Северными территориями немало внимания. В начале встречи Лавров выразил недовольство заявлениями Кана, заметив: «Я хотел, чтобы атмосфера нашей беседы проходила в дружественной атмосфере, но, к несчастью, так не получится».
В ответ Маэхара заявил Лаврову, что обе стороны должны приложить все усилия, чтобы разрешить территориальный спор. После этого он еще раз высказал позицию японского правительства, согласно которой Северные территории принадлежат Японии как исторически, так и по международному праву.
Министры согласились провести обсуждение двустороннего экономического сотрудничества на четырех островах, расположенных за Хоккайдо, при условии, что будет уважаться правовая позиция Японии.
Однако на состоявшейся после встречи пресс-конференции Лавров упомянул возможность экономического сотрудничества на островах также с Китаем и Южной Кореей.
Маэхара выразил протест против этой идеи, заявив, что она «несовместима с позицией Японии».
Естественно, что Маэхара выражает основополагающую позицию Японии по вопросу о суверенитете над Северными территориями и экономическом сотрудничестве по развитию островов. Однако в то же время разрешать территориальные споры всегда крайне трудно, и без правительственных переговоров на высоком уровне между двумя странами никакого прогресса в данном случае добиться не получится. Обещание министров провести в мирной обстановке консультации по этой проблеме заслуживает похвалы.
Чтобы урегулировать территориальный спор, сторонам необходимо разорвать порочный круг взаимного недоверия и создать подходящую атмосферу для переговоров. Токио и Москва должны увеличить свои усилия в этом направлении, чтобы визит в Москву японского премьер-министра стал возможным. Безусловно, японское правительство должно при этом активнее вести дипломатическую деятельность на российском направлении.
Москва, по-видимому, недовольна недостаточно активной дипломатической политикой, которую Япония ведет в последние годы в отношении России. Фактически, японский премьер-министр ни разу не посещал Россию с тех пор, как в 2009 году к власти пришла Демократическая партия Японии, а визит Маэхары стал первым визитом японского министра иностранных дел с декабря 2009 года. Возможно, что у Медведева, стремящегося в 2011 году переизбраться на президентский пост, нет другого выбора, и он может придерживаться в территориальном вопросе только жесткой линии.
Тем не менее, попытки России укрепить свой контроль над Северными территориями, наращивая военное и экономическое присутствие на них, только обостряют положение. Медведев должен понимать, что слова и поступки российских официальных лиц заметно охладили отношения между странами.
В ходе последних переговоров Маэхара и Лавров обсудили укрепление двусторонних отношений в экономической сфере – в частности в области ресурсов и энергетики. Совместные экономические проекты будут выгодны японской экономике и японским компаниям. Было бы неправильно рассматривать японское экономическое сотрудничество с Россией исключительно как одностороннюю уступку Токио Москве.
Министр иностранных дел Маэхара рассматривает экономическую дипломатию как основу дипломатической политики в принципе, а территориальный вопрос и экономика в японских дипломатических отношениях с Россией – это, так сказать, «два колеса одной повозки». Однако он должен постараться, чтобы у общества не сложилось впечатления, что двусторонние экономические связи с Россией могут снизить важность территориального спора. К двусторонним отношениям следует подходить взвешено.