На Украине распространяются слухи, что Русская православная церковь намеревается уничтожить Киевский патриархат. «Украiнський тиждень» встретился с патриархом Филаретом, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию.
- Ваша Святость, это правда?
- Правда заключается в том, что УПЦ МП хочет преодолеть раскол в украинском православии. Конечно, мы тоже за то, чтобы на Украине православие было единым. Но если мы хотим объединить все украинское православие и создать единую поместную Украинскую православную церковь, независимую от Москвы, то УПЦ МП хочет объединения за счет подчинения всех своему Патриарху. Это план Москвы. И этот план вписывается и в политику Российской Федерации, и в общецерковную политику Патриарха Кирилла. Московский Патриарх считает, что раскол можно преодолеть лишь с помощью власти, т.е. насильно, подтверждая свои мысли такими примерами, как уничтожение по приказу Сталина автокефальной церкви в Украине в 1930 и в 1944 годах. Он также приводит в пример ситуации, которые возникали в России с другими церковными расколами, обращая внимание на то, что с ними далала власть. Для Патриарха Кирилла вмешательство власти в церковные дела - это нормально. По его мнению, правящая верхушка должна вмешаться в церковные дела и решить этот вопрос, конечно, в пользу Москвы.
- Возможен ли на Украине так называемый болгарский вариант 2004 года?
- В Болгарии Церковь раскололась, поскольку после распада СССР в этой стране пришли к власти демократические силы и выяснилось, что болгарский Патриарх Максим был поставлен коммунистической властью с нарушением канонов. Тогда некоторые епископы и духовенство выступили против него - и Церковь раскололась. Бывший царь Симеон, по вступлении на должность премьер-министра Болгарии, решил отобрать у противников Патриарха Максима храмы и возвратить их ему. Т.е. церковное разделение было якобы прекращено с помощью власти. В ответ некоторые священники обратились в Страсбургский суд, который вынес решение, что в Болгарии поступили не по закону. Суд приказал правительству решить вопрос относительно возвращения храмов и выплаты денежных компенсаций. Такой "болгарский вариант" и хотели бы провернуть у нас, т.е. ликвидировать УПЦ КП, прибегнув к помощи власти. Тем не менее, это лишь желание противников Киевского патриархата, которые рассчитывали, что поскольку на Украине ныне пророссийский президент, то он должен удовлетворить волю Москвы.
Выполнять московскую задачу начали по всей Украине еще в прошлом году и продолжают до сих пор. Правда, на местах, там, где власть мудрее, она не вмешивается в эти дела. А там, где власть хочет продемонстрировать, что она поддерживает лишь ту церковь, в которую ходит президент, там давят сильно и даже путем рейдерских атак начали отбирать наши храмы. Например, в селе Каменка Тельмановского района на Донетчине появились бизнесмены, которые предложили деньги на реконструкцию храма общине и священникам, за что те должны были перейти в УПЦ МП. Кроме того, их предупредили, что если они добровольно этого не сделают, то будут применены силовые методы. Начали агитировать в селе, заманивать в Московский патриархат. Но епископ там, хотя и русский, твердо стоит на позициях УПЦ КП. И он заявил, что если будут действовать таким образом, то он готов даже умереть, а храм не отдаст. Так что рейдеры испугались и на некоторое время отступили. В Винницкой области некоторые работники райгосадминистраций собирали духовенство УПЦ КП и ультимативно предлагали перейти в Московский патриархат. Так же и на Донбассе. Говорят, что будут помогать, будут оказывать содействие, предлагают финансовую помощь, тем не менее, наше духовенство отказывается.
В Макаровском районе Киевской области, в частности, прибегнув к обману, перевели общины в МП. Подделали документы, а прихожане об этом даже не подозревали. Здесь имеются все признаки уголовного преступления. Несколько народных депутатов подали запрос по этому фактом в Генпрокуратуру. Органы, которые должными расследовать это дело (милиция, прокуратура), фактически отказываются это делать и предлагают верующим обращаться в суд, к премьер-министру, президенту. Отказываются, потому что прихожане дали письменные свидетельства, что их волеизъявление фальсифицировано, что священник, который ушел из Киевского патриархата, подделал документы и зарегистрировал изменения в уставы приходов, юридически переведя их в Московский патриархат. Поэтому надо возвращать храм, так как его построила УПЦ КП, а не хочется.
- В Верховной раде зарегистрирован законопроект о предоставлении церквям статуса юридического лица. Независимые эксперты считают, что его вводят, чтобы облегчить рейдерские захваты храмов Киевского патриархата.
- В целом, было бы неплохо, если бы церковь получила статус юридического лица. Но ныне, когда церковь в Украине разделена, мы против принятия такого закона, так как он предоставит Московскому патриархату право через суд требовать имущество, которое они считают своим, но которое на сегодня по воле верующих в руках Киевского патриархата. Все знают, что на суд могут и нажать, и подкупить. И тогда, из-за этого имущества, вспыхнет борьба вплоть до разжигания религиозной вражды. А мы помним, что происходило в Западной Украине в начале 1990-х годов, когда там и кровь пролилась, и с вилами, и с топорами шли один против другого. Мы не хотим, чтобы это повторилось да еще и охватило всю Украину. Поэтому мы обратились к президенту, премьеру, Верховной Раде, чтобы они подумали, к чему это может привести. Так как взволновать море легко, а как успокоить?
- Сколько было случаев перехода священников УПЦ КП в УПЦ МП?
- Пока что таких двое. Оказалось, что они, я имею в виду Богдана Лисиченко и Валерия Жигуца, сребролюбцы, их поманили - они и пошли в УПЦ МП. А их прихожане не хотят. Если в целом, то верующие Киевского патриархата не поддерживают перехода в Московский. Взять, например, бывшего донецкого архиепископа Юрия (Юрчика), который в 2008 году заявил о переходе в Московский патриархат, а приходы за ним не пошли, верующие его не поддержали, потому МП его не принял, и он должен был вынужден перейти к греко-католикам. Мы не очень переживаем из-за таких случаев, когда люди, не будучи морально чистыми, отходят от нас. Даже среди избранных Спасителем апостолов был предатель - Иуда. Церковь так очищается. К Киевскому патриархату принадлежат убежденные украинские патриоты, которые хотят иметь свою церковь, которые любят свою родину, свою землю и желают иметь свою независимую церковь. Они никогда к Москве не перейдут.
Если рассматривать эту проблему в целом, то, как не удивительно, все это работает в пользу УПЦ КП. Казалось бы, эти незаконные действия, притеснения должны были бы разрушать Киевский патриархат, а происходит наоборот. Так как все это приобрело большую огласку, общественность возмущена, и не только в Украине, а и в Европе, США, так как и там есть наши церкви. Верующие обращаются к правительствам своих стран за помощью. Таким образом, осуществляется консолидация, объединение общества, общественных организаций вокруг Киевского патриархата. И я вижу в этом Божье провидение: Бог превращает зло в добро. Так же, как это было в 1995 году, когда умер Патриарх Владимир. Все помнят тот "кровавый вторник". Именно те страшные события объединили вокруг УПЦ КП общественность, и с того времени Киевский патриархат стал быстро прирастать. Тогдашний президент Леонид Кучма, который был против КП, должен был поставить нас в одинаковые условия с УПЦ МП. Так что мы надеемся, что и Виктор Янукович, который заявил, что хочет быть президентом всей Украины, решит этот вопрос. Т.е. будет относиться ко всем церквям и в самом деле одинаково, а не на словах.
- А или есть случаи перехода верующих Московского патриархата в Киевский?
- В Полтавской области, в одном из сел вся община решила перейти из Московского патриархата в УПЦ КП, тем не менее власть ей мешает. Сфабриковали решение суда и храм опечатали, поэтому люди на Рождество Христово молились на улице под церковью. Есть такой пример и в Черниговской области. И всегда инициатива перехода в Киевскоий патриархат идет от верующих.
- Может ли КП рассчитывать на поддержку Вселенского Патриарха?
- Мы не возлагаем большой надежды на Вселенского Патриарха, так как он ничем не может нам помочь. Не то что не хочет, а не может. Нет у него такой власти. Здесь должен действовать закон Украины о том, что приходы, как юридические лица, имеют право свободно избирать принадлежность к той или другой церкви. А государство может лишь следить за соблюдением законности, а не так, как есть сейчас: если у нас отбирают приход в Московский патриархат, то государство регистрирует это даже по фальшивым документам и на протяжении нескольких дней, а если приход уходит из Московского патриархата - власть создает ему всяческие препятствия.
Вселенской патриархат мог бы помочь, если бы признал КП автокефальной церковью. Потому что как если бы так произошло, в независимую поместную украинскую церковь пришли бы все, даже из Московского патриархата.
- Ваша Святость, как вы расцениваете доклад Предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира на Архиерейском соборе, который только что состоялся в Москве? Создается впечатление, что он не хочет быть марионеткой Патриарха Кирилла и что его в этом поддерживает большинство украинского епископата.
- Ситуация здесь такая. Стратегическая цель Патриарха Кирилла - отобрать у украинской церкви право независимости и самостоятельности. Для этого он хотел бы присвоить себе титул Патриарха Киевского, иметь свою резиденцию в Киево-Печерской Лавре, стать гражданином Украины. Т.е. получить двойное гражданство, и несмотря на то, что в Украине это запрещено, он надеется, что украинская власть удовлетворит его просьбу. Это ему надо для того, чтобы иметь большее влияние на Украину. Так как, когда церковь самостоятельна и независима, то он не может через голову митрополита Владимира вмешиваться у дела УПЦ МП. Его частые приезды в Украину должны демонстрировать, что настоящий предстоятель УПЦ МП не митрополит Владимир, а он, Патриарх Московский Кирилл. Кирилл встречался с Виктором Януковичем без митрополита Владимира, а этикет этого не разрешает. Он приехал и благословил новоизбранного президента Украины. А благословить должен был бы, в крайнем случае, митрополит Владимир. А должны были бы мы.
Летом прошлого года году во время визита Патриарх Кирилл полетел в Крым на встречу с президентом сам, без митрополита Владимира. И потому, когда Патриарх приехал в Днепропетровск, то Владимир уехал оттуда и возвратился в Киев. А с ним и большинство архиереев. Именно поэтому, когда Патриарх Кирилл служил в Софийском соборе, то он должен был публично заявить, что никто на самостоятельность и независимость УПЦ МП не посягает. Т.е. видим внутреннее противостояние между митрополитом Владимиром и Патриархом Кириллом. Именно поэтому на Архиерейском соборе в Москве митрополит Владимир выступил с докладом, в котором доказывал, что самостоятельность и независимость украинской церкви не что-то новое для Украины, а возвращение того, что она имела, тех прав, которые когда-то у нее отобрали. Из этого можно сделать вывод, что Владимир будет продолжать отстаивать самостоятельность и независимость своей церкви. Кириллу придется ослабить свое давление, поскольку если он будет давить, то у митрополита Владимира есть запасной ход: объединение с УПЦ КП. Этого Москва очень боится.
- Как, по вашему мнению, какую опасность для Украины и нашего православия имеет проповедь "Русского мира"? И связана ли мировая экспансия РПЦ с тем, что она теряет Россию?
- "Русский мир" - это такая привлекательная обертка, как когда-то "коммунизм - светлое будущее". Под "Русским миром" скрыты новая российская империя, российская власть и российская имперская церковь. Патриарх Кирилл придумал "Русский мир", чтобы сначала состоялось духовное объединение вокруг Москвы, потом - политическое, и в конце концов - территориальное. Т.е., чтобы восстановить российскую империю. Но эти его желание невыполнимы, так как нельзя войти дважды в одну реку. Сейчас новые времена.
Что касается причин экспансии РПЦ в Украине, то дело вот в чем. Ныне по количеству приходов украинское православие, вообще Киевского и Московского патриархатов, превышает российское. Если в России 12 тыс. приходов, то в Украине - 15 тыс. Если в России около 100 архиереев, то в Украине - свыше 100. В России - 67 епархий, в Украине - 85. Статистика свидетельствует не в пользу России. А вот еще пример: согласно данным МВД, на прошлую Пасху в Украине в церкви пришло 11 млн верующих из 47 млн населения, а в России из 142 млн человек храмы посетили 8 млн. Т.е. в Украине праздновало Пасху почти 25% населения, а в России - 5%.
По прогнозам политологов, через 30 лет Россия не будет христианским государством. Даже сегодня в Москве из 9 млн населения русских лишь 31%. С украинцами, грузинами, белорусами, армянами и другими христианами - 49%, а мусульман - 34%. Поскольку рождаемость у мусульман значительно выше, то через несколько лет их количество будет намного превышать количество христиан в Москве. На Рождество в Москве пришло в церкви около 100 тыс. верующих, а на мусульманский праздник Курбан-байрам пришло 70 тыс. Руководство и Российской Федерации, и Русской церкви взволновано таким положением. Поэтому они так уцепились за Украину, как за свое спасение.
- Пресс-секретарь Патриархии УГКЦ отец Игорь Яцив недавно заявил, что хотя не было случаев перехода священников УГКЦ в Московский патриархат, тем не менее когда украинская власть отдает абсолютное преимущество одной из конфессий, то она сознательно или бессознательно провоцирует возникновение межконфессионального напряжения, а это означает "сегодня - они (КП), а завтра - мы (УГКЦ)". Отец Игорь Яцив, между прочим, напомнил, что президент Янукович забыл поздравить украинских католиков с Рождеством Христовым.
- Прогнозировать это можно. Оно не оправдается, но намерения такие могут быть. Поскольку до сих пор между Московским патриархатом и Ватиканом как раз из-за Украинской греко-католической церкви идет спор. Именно поэтому Московский Патриарх не встречается с Папой Римским. Так действовали и Патриарх Алексий, и нынешний Патриарх Кирилл. Для того, чтобы встреча состоялась, Папе Римскому выдвигают такие условия: решить вопрос с украинскими католиками. Иначе говоря, сделать так, чтобы их не было, чтобы они возвратились в русское православие, только лишь после этого будет встреча. Так что у МП есть две проблемы: Киевский патриархат и украинские католики.
- Госкомрелигий прекратил свое существование. Как государство координирует свои отношения с церквями? Продолжается ли де-факто официальный диалог власти с религиозными организациями, кроме как с УПЦ МП?
- Госкомрелигий в самом деле оказывал содействие улаживанию межконфессиональных недоразумений. Сейчас, когда Госкомрелигий ликвидирован, заниматься спорами, которые время от времени вспыхивают, уже некому. Регистрацию приходов передали в организацию, которая занимается вообще статусами всех организаций, а церковные дела передали в Министерство культуры. Такое распыление унижает статус Церкви, а Церковь - это душа народа. Если на нее не обращать внимания, плохо будет, прежде всего, государству.
- В этом году София Киевская будет праздновать свое тысячелетие...
- Это общий, мировой праздник всех христиан. Мы все его будем отмечать: и УПЦ КП, и УПЦ МП, и католики. УПЦ МП обратилась к власти, чтобы им отдали теплую церковь Софии навсегда. Когда мы об этом узнали, также подали просьбы на поочередное служение, так как по закону такое возможно. И когда президент Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров получили оба эти заявления, то отказали и им, и нам. Мы служили в Святой Софии не один раз. Служили и вместе с разными конфессиями. Там состоялись интронизации Патриарха Мстислава и Патриарха Владимира...
Хотел бы пожелать украинским верующим, что поскольку София - это мудрость, быть мудрыми, терпимыми и дожить до того времени, когда объединится все украинское православие в единую поместную украинскую церковь. И София Киевская будет не только музеем, а и действующим православным храмом. Желаю жить в мире и любви к ближнему, так как наши неприятели хотят, чтобы мы ссорились, это им удобно. Наша сила - в единстве. УПЦ КП существует не потому, что есть патриарх Филарет. Многие думают, что пока жив Филарет, до тех пор существует Киевский патриархат, а как умрет, то все развалится. Киевский патриархат держится благодаря воле Божьей, желанию украинского народа и независимости государства.
История УПЦ КП
1990, июнь
Поместный Собор в Киеве провозглашает восстановление деятельности Украинской автокефальной православной церкви, провозглашает Киевский патриархат и избирает первым Патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре Мстислава (Скрипника).
1990, 6 ноября
Интронизация Патриарха Мстислава в соборе Святой Софии.
1990, 28 октября
Провозглашение Московским патриархом Алексием в соборе Святой Софии в Киеве статуса "независимости и самостоятельности в управлении" для УПЦ. Митрополит Киевский и всея Руси-Украины Филарет благословляется быть Предстоятелем УПЦ.
1991, 1-3 ноября
Собор УПЦ под председательством митрополита Филарета единогласно постановляет решение о необходимости автокефалии для Украинской Церкви.
1992, 27 мая
Созванный по инициативе Москвы так называемый Харьковский собор незаконно отстраняет митрополита Филарета от должности Предстоятеля УПЦ. Начало разделения УПЦ.
1992, 25-26 июня
На Всеукраинском Православном Соборе происходит объединение УПЦ и УАПЦ в единую УПЦ КП. Патриарх Мстислав признан ее Предстоятелем, а митрополит
Филарет - заместителем Предстоятеля.
1993, 22 октября
На Всеукраинском Православном Соборе Патриархом Киевским и всей Руси-Украины избран митрополит Владимир (Романюк), который сменил умершего в июне 1993 года Патриарха Мстислава.
1995, 18 июля
"Кровавый вторник" - избиение отрядами милиции похоронной процессии с телом Патриарха Владимира возле собора Святой Софии в Киеве.
1995, 22 октября
Интронизация новоизбранного Патриарха Филарета.
Русское православие
12 тыс. прихожан
около 100 архиереев
67 епархий
Украинское православие
15 тыс. прихожан
свыше 100 архиереев
85 епархий
Перевод: Антон Ефремов