Новая, более современная и защищенная линия связи появится у Дэвида Кэмерона и президента Медведева, став напоминанием о той горячей линии, которая существовала между Лондоном и Москвой на пике холодной войны.
Технические усовершенствования дадут двум лидерам более безопасный канал для обсуждения секретных вопросов, таких как «Аль-Каида» и война в Афганистане.
«Это не та линия, что раньше, которая служила для предотвращения ядерной войны; она предназначена для ведения секретных переговоров по более широкому кругу международных вопросов между руководителями», - заявил источник в правительстве.
Окончательно этот план будет согласован завтра на весьма редкой встрече российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с Кэмероном и Уильямом Хейгом (William Hague). Это первый визит Лаврова с целью проведения прямых переговоров с момента его назначения руководителем российского внешнеполитического ведомства в 2004 году.
Первый визит Хейга в Россию в качестве министра иностранных дел состоялся в октябре, когда он удостоился редкой привилегии и был принят президентом Медведевым в Кремле. Это стало сигналом о том, что Москва стремится начать новые отношения с коалицией консерваторов и либеральных демократов после нескольких лет напряженности с прежним лейбористским правительством. Но с того времени отношения между Британией и Россией также были полны проблем, включая проблемы шпионской деятельности.
В декабре состоялась высылка дипломатов на взаимной основе, когда Британия потребовала от России убрать своего дипломатического работника. Произошло это после того, как правительство заявило о наличии свидетельств деятельности российской разведки против британских интересов. В то же время прозвучало заявление о том, что аналитик Катя Затуливетер, работавшая на депутата парламента от либерал-демократов Майка Хэнкока (Mike Hancock), является российской шпионкой. Она это отрицает и сейчас выпущена под залог. Затуливетер ведет борьбу против судебного решения о депортации.
В результате запланированного на эту неделю визита может также быть подписано соглашение о расширении сотрудничества между правоохранительными органами Британии и России в борьбе с терроризмом. Однако прямой обмен разведывательной информацией между МИ-6 и российской ФСБ по-прежнему заморожен после убийства в Лондоне в 2006 году с использованием радиоактивного полония шпиона и диссидента Александра Литвиненко.
Это значит, что Британия предложит специальные рекомендации по действиям на местах взрывов и по работе следственных органов после недавнего теракта в московском аэропорту.
Британия хочет преодолеть те трудности, которые возникли недавно в отношениях между двумя странами (взаимная высылка дипломатов состоялась не далее как в декабре), и приветствует позитивные заявления Лаврова.
Россия сняла одну из причин напряженности, отменив высылку московского корреспондента Guardian Люка Хардинга (Luke Harding). Его депортировали на прошлой неделе, когда он прибыл в Москву из Лондона – очевидно, после внесения журналиста в черный список ФСБ.
Правительственные источники утверждают, что Британия «не уступит ни пяди» в вопросах, где существуют разногласия.
Горячая линия создавала проблемы в прошлом. Как говорят историки, непростым делом оказался вопрос перевода, когда в 1966 году обсуждались детали создания горячей линии. Переводчики должны были дежурить 24 часа в сутки, а это означало, что жить им необходимо рядом с Уайтхоллом. Тогда обсуждали вопрос о том, чтобы поселить двух холостяков в квартире или гостинице неподалеку.
В 1992 году в рамках договора о дружбе между двумя странами была создана прямая линия связи на основе новейших для того времени технологий.