Если Россия намеревается продавать свои самолеты западным странам, то должна открыть для них свой собственный рынок, считает президент и генеральный директор Bombardier Пьер Бодуэн (Pierre Beaudoin).
«Я считаю, что если они действительно намереваются вести конкурентную борьбу во всем мире, то должны позволить таким производителям, как Bombardier и Embraer реализовывать свою продукцию в России», - заявил он в интервью La Presse Canadienne.
Российская компания «Сухой» вот-вот начнет поставки «Суперджет-100», регионального лайнера, который рассчитан на 75-95 пассажиров и нацелен на рынок, где лидирующие позиции принадлежат CRJ Bombardier и ERJ Embraer. В настоящий момент на самолет существует около 170 заказов от авиакомпаний из России, Армении, Индонезии, Таиланда, Бермуд и Мексики.
«Они пришли к некоторым клиентам с предложениями о финансировании, которые явно выходят за рамки Авиационного соглашения (Aircraft Sector Understanding, ASU), - подчеркнул Бодуэн. - И это вызывает у нас беспокойство, так как мы хотим вести конкурентную борьбу на основе продукции, а не на основе незаконного финансирования».
ASU – это договор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который регулирует финансирование самолетов в западных странах. В ближайшее время ему на смену придет новое соглашение, которое было подписано в конце 2010 года представителями США, Европейского Союза, Канады, Бразилии и Японии.
Россияне «вероятно, могут предложить в несколько раз больше, однако, если они хотят работать на наших рынках, то должны соблюдать определенные правила», - уверен президент Bombardier.
Выгодное соглашение
Его компании, кстати говоря, многое выиграет от нового договора, который будет официально подписан 25 февраля в штаб-квартире ОЭСР в Париже.
«Речь идет о соглашении по финансированию самолетов, которое позволит таким компаниям, как Bombardier и Embraer, предоставить льготы клиентам по всему миру», - прокомментировал Пьер Бодуэн. Договор распространится также на территорию Европы и США, которая раньше определялась положениями соглашения Boeing и Airbus.
«Все это соответствует тому, чем занималось агентство Export Development Canada (…), то есть мы увидим более конкурентоспособное финансирование, основанное на финансовых возможностях страны, где реализуется продукция, а также самой авиакомпании,- добавил он. - Это говорит о том, что канадское предложение уже давно было наилучшим решением».
Кроме того, Бодуэн поздравил с успешной работой канадскую делегацию. «Канада провела хорошую работу и смогла добиться уважения к себе в мире авиации», - уверен он.
Помимо вопросов финансирования, серьезные опасения у Bombardier вызывает конкуренция со стороны «Сухого», несмотря на то что «Суперджет-100» отстает от графика уже более чем на два года (поставки должны были начаться в конце 2008 года, однако до сих пор так и не смогли стартовать).
«У нас появится новый соперник на международном рынке, однако наша продукция лучше», - заверил гендиректор Bombardier.
В настоящее время «Сухой» занимает монопольное положение в России в сегменте самолетов от 60 до 100 мест. В Москве до сих пор не сертифицировали самолеты CRJ700 (70 мест), CRJ900 (90 мест) и CRJ1000 (100 мест) Bombardier, а также аппараты того же класса от Embraer.
Тем не менее, Bombardier смог добиться хороших продаж в России с CRJ200 (50 мест), турбовинтовым Q400 и самолетами бизнес-класса Challenger и Global, которые успешно прошли сертификацию.
В понедельник на Фондовой бирже Торонто акции Bombardier потеряли в стоимости 0,8%, упав до отметки в 6,08 доллара за штуку.