Редко бывает у человека такой большой разрыв между тем, как его воспринимают и его реальной властью. Ну, кто на Западе знает Игоря Сечина? И даже россияне, задавленные постоянными теленовостями о президенте Дмитрии Медведеве и премьер-министре Владимире Путине, воспринимают этого человека как непроницаемого и производящего довольно суровое впечатление политика. Однако ежедневная «Независимая газета» в занявшем целую полосу списке из 100 наиболее влиятельных россиян поставила этого человека на пятое место. Перед министром иностранных дел Сергеем Лавровым, перед шефом Газпрома Алексеем Миллером и перед Патриархом Русской православной церкви. Некоторые считают его еще более могущественным.
50-летний Сечин является заместителем премьер-министра, но это еще далеко не все. Как глава совета директоров государственного концерна «Роснефть» он может считаться самым влиятельным нефтяным менеджером страны, которая в настоящее время занимает первое место по добыче этого вида энергетического сырья. Однако это всего лишь следствие находящегося в его распоряжении ключа к успеху – его можно считать одним из к наиболее доверенных людей Путина. «И чем ближе человек находится к Путину, тем успешнее идет его бизнес», - подчеркивает экономический обозреватель Максим Блант.
Все это необходимо знать для того, чтобы оценить наглость российской группы из четырех человек, в состав которой входят влиятельные бизнесмены и поголовно миллиардеры. Все они являются акционерами российско-британского совместного предприятия ТНК-BP, они чувствуют себя обманутыми и им удалось пока в одном лондонском суде добиться промежуточного решения в свою пользу. Недавно как раз Сечин без предварительного согласия ТНК-BP договорился с материнским концерном BP о взаимном обмене акциями. Роснефть и BP собираются совместно проводить геологоразведочные работы в огромном нефтеносном районе, расположенном в Арктике. Сечина решение лондонского суда, должно быть, не особенно порадовало, и теперь один из захватывающих вопросов этих дней и недель состоит в том, каковы будут последствия его недовольства. Тем не менее планы работы с BP не являются для него единственным проектом стратегического масштаба. Как раз на днях Сечин вступил в союз с американским концерном Exxon Mobil, который хочет инвестировать миллиард долларов в бурение морских глубин у российских берегов.
Российский вице-премьер оценивает это соглашение «как пример улучшившегося инвестиционного климата». На самом деле стране нужны западные технологии, так как разработка сокращающихся месторождений требует все больших затрат. И цель является по-русски нескромной. «Ведущие концерны ускоряют свой приход в элиту глобального энергетического сектора», - заметил Сечин, имея в виду местные нефтяные компании.
Тот факт, что Роснефть занимает ведущее место в российском нефтяном бизнесе, во многом объясняется его присутствием в Совете директоров этой компании. Сечин со своим государственным концерном потеснил таких конкурентов как «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС», и, хотя это и не доказано, тем не менее уже давно его обвиняют в том, что он во многом способствовал разгрому частного концерна «ЮКОС», а его самого считают главным противником Михаила Ходорковского. Понятно, что Роснефти после сомнительного аукциона окольными путями достался лакомый кусок «ЮКОСа» - компания «Юганскнефтегаз». Судя по всему, без падения «ЮКОСа» было бы невозможно восхождение Роснефти.
Американский посол Джон Байерли (John Beyerle) в опубликованной помимо его воли дипломатической депеше высказался и по поводу Сечина. «Он находится на вершине российской пирамиды власти, и он, как считают многие, злоупотребляет своим положением», - написал он. И затем высказал слегка туманные предположения относительно богатства Сечина. В любом случае контроль над энергетическим сектором открывает для него «прямой доступ к денежным потокам», - сообщает портал WikiLeaks.
Роль, сыгранная Сечиным летом 2006 года, также принято считать грубой. Тогда Россия сообщила об аварии на нефтепроводе «Дружба», и поток энергоносителей в направлении Литвы иссяк. По данным «Новой газеты», приказ об этом по телефону поступил непосредственно от Сечина, который вместе с Роснефтью хотел завладеть литовским нефтеперерабатывающим заводом.
Есть еще одна точка зрения: «Сечин – это суперэффективный менеджер», - написал журнал Forbes, оценивая его карьеру. Нечто подобное «хором могут сказать» его друзья и враги. И Forbes делает прогноз относительно того, куда приведет этого человека его судьба – когда-нибудь он может занять кресло премьер-министра. Сегодня его пока еще занимает Путин, однако уже через год наставник Сечина может вновь стать президентом.
Как и Путин, Сечин родом из Санкт-Петербурга. Он является одним из силовиков – влиятельных людей в Москве, пришедших из военного ведомства или спецслужб. Но когда-то у Сечина на уме были только языки. Он романист по образованию, изучал португальский и французский языки, а в городе Ленинграде отвечал за контакты с Рио и Барселоной. В ходе одной из поездок он познакомился с Путиным, который тогда в Ленинграде курировал внешнеэкономические связи. После этого он уже от Путина не отходил. И наоборот.
Когда Путин стал главой государства, он взял Сечина в администрацию президента, а в 2004 году он сделал его председателем правления Роснефти. Его личность считалась тогда одним из самых крупных символов слияния государства и экономики в России. Роснефть и Сечин вместе делали карьеру.
Бывший министр и критик Сечина Евгений Язов как-то сказал, что в определенном смысле он даже с уважением относится к российскому вице-премьеру. «Сечин может вести длительную игру, он хорошо разбирается в интригах и в конце ему сопутствует успех. Почему успех приходит именно к нему? Потому что он такой способный бизнесмен, или потому, что он знает, как нужно передвигаться в коридорах власти? Я думаю, что верно второе предположение».