Польша представляет собой отличный пример для того, чтобы проиллюстрировать долгий и трудный путь стран Центральной и Восточной Европы к интеграции в европейскую оборонную систему. Учитывая особенности ее истории, она подходит к вопросу безопасности с отличной от западноевропейских стран позиции, однако некоторое время назад все же продемонстрировала стремление присоединиться к ним.
«Dał nam przykład Bonaparte jak zwyciężać mamy»
(Дал нам пример Бонапарт, как побеждать)
Эта строчка из национального гимна Польши напоминает нам о том, что в прошлом Париж и Варшава поддерживали самые тесные отношения. В то время, когда во Франции раздаются критические голоса в адрес наследия Наполеона, эта фраза наглядно демонстрирует нам то, что две страны пошли в своем развитии разными путями: поляки и по сей день продолжают восхвалять Императора, который дал их стране второй шанс в 1807 году.
Польша иначе смотрит и на вопросы обороны, нежели Франция, так как по-другому воспринимает понятие угрозы. Именно по этой причине уже не первый год все ее альянсы характеризует ярко выраженный дисбаланс в сторону «привилегированных» двухсторонних отношений с США, в то время как Европа потеряла место в первом ряду. (…)
Официальные документы: стратегия национально обороны
Оборонная политика Польши отражена в трех официальных документах. Эти документы (которые иногда пересекаются) устанавливают основы, рамки действия и инструменты политики в области безопасности. Так, внутриполитические, социальные, экономические и экологические задачи перечислены в принятой в 2007 году «Стратегии национальной безопасности». В ней прописано, что цель вооруженных сил заключается в обороне территории государства и внешней интервенции, отвечающей интересам членов Североатлантического альянса. Из документа следует, что вероятный конфликт может не касаться Польши напрямую, но привести в действие статью 5 устава НАТО о коллективной безопасности.
Из принятой в ноябре 2009 года «Стратегии национальной обороны» следует, что стратегические оборонные задачи заключаются в защите независимости и территориальной целостности польского государства. Не исключается вероятность локального конфликта у границ Польши. В этой связи стабилизация стран Центральной и Восточной Европы отвечает национальным интересам. Отношения с Россией, Белоруссией и Украиной становятся, таким образом, одним из основополагающих элементов, так как ситуация внутри этих государств оказывает прямое воздействие на внутреннюю политику Польши. Документ отдает приоритет энергетическим угрозам, на первом месте среди которых стоит прекращение поставок энергоносителей (из России, прим.ред.). В этом списке оказался также терроризм и распространение оружия массового поражения. Как наглядно продемонстрировал грузинский конфликт августа 2008 года, военная составляющая оборонной политики до сих пор сохраняет свою актуальность. Членство в НАТО и Евросоюзе, а также стратегические двухсторонние связи с США значительно способствуют укреплению безопасности Польши. В этой связи максимальная интеграция в силы НАТО достигается с помощью внедрения общей подготовки, оборудования, стандартов и процедур.
Наконец, участие во внешних операциях привело в 2009 году к созданию «Стратегии участия вооруженных сил в международных операциях». Такое участие обусловлено обязательствами страны в рамках ее альянсов. Отсюда также вытекает и тот факт, что такая интервенция гарантирует государству ряд политических преимуществ на международном уровне. Три принципа этих операций таковы: целесообразность, свобода действий, экономия средств. В документе также уточняется, что одобрение ООН не является необходимым предварительным условием. Параметры интервенции определяются исключительно исходя из национальных интересов и бюджетных возможностей. Вместе с этим задача обороны территории государства запрещает использование всего военного потенциала страны для проведения внешних операций.
В подобном случае достаточная часть вооруженных сил должна обеспечить защиту территории страны от возможной угрозы с востока.
На Восточном фронте без перемен
Чтобы понять ситуацию с безопасностью в Польше, нужно прежде всего осознать, что она не чувствует себя защищенной от всех угроз и прежде всего от угроз со стороны России.
Поляк совершенно не убежден в том, что застрахован от масштабной агрессии против его страны. Это ощущение распространено как в обществе, так и внутри политического класса. Оно является продуктом истории, в ходе которой до самого недавнего времени государство без конца болталось между более или менее подконтрольной независимостью и полным исчезновением с карты Европы. В действительности открытые как на восток, так и на запад широкие польские равнины словно сами вдохновляют новые вторжения, в то время как Южные Карпаты становятся своего рода направляющей для подобных перемещений. В лучших традициях геополитической науки, традиционные враги Польши находятся соответственно у ее восточных и западных границ.
После признания Германией границы по Одеру-Нейсе в 1990 году единственной угрозой осталась соседняя Россия (в плане энергетической безопасности, дестабилизации ближнего зарубежья или даже прямой интервенции), пусть она и ни разу не упоминается в официальных документах. Тем не менее, представители исполнительного аппарата не чураются говорить о ней в ходе публичных выступлений.
В действительности Россия регулярно использует поставки энергоносителей как способ давления на бывших союзников по Варшавскому договору. Кроме того, словно желая предоставить своим польским критикам новые аргументы, Москва поставила НАТО на место основной угрозы в своей новой военной доктрине и провела в сентябре 2009 года совместные учения с Белоруссией на восточной границе Североатлантического альянса, которые были восприняты в Варшаве как враждебная акция.
Все это подтолкнуло Польшу к поиску союзников, которые по ее мнению является единственным способом сохранить свою независимость… или даже выжить. Именно участие США, «привилегированного союзника», как выразился сам польский лидер, превратило НАТО в ключевую организацию для обеспечения безопасности Польши.
Позиция Польши по вопросу реформы стратегической концепции НАТО
В силу статьи 5 устава Североатлантического альянса Польша напрямую связывает свою оборонную политику со своим членством в НАТО. Она намеревается играть роль движущей силы в организации и заставить всех прислушаться к своим предложениям в рамках ее реформы.
Целью ее участия в операции в Афганистане было доказать надежность в качестве союзника. Варшава стремится к тому, чтобы другие страны-члены приняли во внимание специфические проблемы ее безопасности. Так, в правительстве полагают, что отношения Россия-НАТО не должны основываться исключительно на стремлении организации сотрудничать с Москвой: во внимание необходимо принять также политику России в отношении альянса и всех его союзников.
Кроме того, в условиях нехватки бюджетных ресурсов страны-члены альянса намереваются пересмотреть его стратегическую концепцию. Здесь мы видим заметный раскол между старыми членами организации (они приносят в ее бюджет большую часть средств) и странами Центральной Европы (они были не так богаты в момент своего вступления и, таким образом, получили ощутимую выгоду от распределения средств), в число которых входит Польша. Ее приоритетом в реформах остается улучшение инструментов и методов коллективной обороны. Она полагает, что новая стратегическая концепция должна создать лучший баланс между задачами по защите территории и проведению внешних операций. К тому же она выступает за то, чтобы расположенные у границ альянса страны-члены имели в своем распоряжении утвержденные и регулярно обновляемые оборонные планы. Цель их разработки состоит в том, чтобы упростить экстренное развертывание войск в случае чрезвычайной ситуации. Кроме того, в ответ на организованные Россией в 2009 году совместные учения она намеревается принять в 2013 году учения сил реагирования НАТО.
Что касается ядерного оружия, она считает, что будущее американских тактических ракет в Европе должно быть предметом совместного обсуждения, а не одностороннего решения США. По ее мнению, их вывод возможен только на условиях идентичных шагов со стороны России.
Для того, чтобы заставить всех прислушаться к своим инициативам, она приложила все усилия для укрепления двухсторонних отношений с США.
Двусторонние привилегированные отношения с США?
Варшава ищет поддержки влиятельного союзника и делает все возможное, чтобы он укрепился на территории Польши.
Слишком большое влияние двух ближайших соседей всегда мешало Польше вступать с ними в альянсы, не опасаясь поглощения. Подобная ситуация побуждала Польшу искать союзника за пределами ближайшего окружения. Какое-то время эту роль играла Франция: в те времена она была самой могущественной на континенте страной. Под конец 1990-х годов и до настоящего времени незаменимым союзником являются США, поскольку считаются Варшавой единственной силой, способной противостоять России.
Международные отношения Польши с 1990-го года в значительной степени строятся на тесных связях с Вашингтоном для того. Оборонная политика основывается на игре превосходства в совершенно реалистичном видении международных отношений. (…)
Тенденция к сближению усиливается, поскольку в сознании среднего поляка США воплощают собой идеал либерального общества. Таким образом, с экономической и социальной моделью, навязанной СССР, Польша рвет.
Если в XVII веке залогом двухсторонних отношений зачастую служил брак, то сейчас такой гарантией для Польши является размещение союзника на ее территории. И подобную гарантию ей получить удалось: на территории Варминьско-Мазурского воеводства (в 60 км от Калининграда – прим. ред.) расположены 32 ракеты «земля-воздух» Patriot, в 2010 году – на ротационной основе и с перспективой постоянной дислокации к 2012 году. Сейчас батареи ракет, прибывшие в Польшу в июне 2010 года, не вооружены и служат для тренировки польских военных. Но министр обороны господин Богдан Клих в свою очередь объявил журналистам, что присутствие американских войск на польской территории является более важным элементом, чем само по себе размещение вооружения. (…)
Редкая вещь в Европе в наши дни: согласно конституции Польши, правительство должно выделять на оборонный бюджет минимум 1,95% ВВП. Это доказательство интереса, который поляки проявляют к обороне. Тем не менее, из-за постоянного ощущения территориальной угрозы Варшава постоянно ищет устраивающего всех равновесия в оборонных союзах, что является симптомом существенного расхождения с западноевропейскими государствами,.
В будущем следует ожидать укрепления сотрудничества с Европой. Но для Польши доверять Европе в первую очередь означает иметь веру в собственные очевидные возможности. В самом деле, представляя собой две трети российского ВВП, страна имеет возможность развернуть по мере надобности оборонный современный и надежный комплекс. Подобная стратегия в идеале должна быть дополнена более заметной активностью в политических и оборонных европейских институтах.
Но пока что польское население не поддерживает Европу, несмотря на миллиарды евро, которые выделяет ЕС на модернизацию инфраструктуры страны. Вероятно, потребуется время для того, чтобы, с одной стороны, уменьшилось недоверие по отношению к России, а с другой – чтобы союз с США уступил место более прагматичной внешней политике.
Автор имеет звание подполковника, работает во французском Войсковом оборонном колледже.