В этом месяце западные правительства ввели новые санкции против белорусского правительства Александра Лукашенко и ассигновали миллионы долларов на поддержку белорусской оппозиции. Целью этих шагов было наказать режим, известный как последняя диктатура Европы, за жестокие преследования оппозиции после сфальсифицированных декабрьских президентских выборов и сохранить в стране демократические силы. На этой неделе может стать ясно, работают ли эти меры. В четверг режим г-на Лукашенко должен начать судить десятки людей, арестованных в ночь после выборов 19 декабря и в течение следующей недели.
Если – как многие ожидают – эти суды превратятся в ряд показательных процессов с суровыми приговорами, администрация Обамы и ее европейские союзники будут знать, что они сделали недостаточно.
В целом режим возбудил 46 дел; среди обвиняемых четыре из девяти соперничавших с г-ном Лукашенко кандидатов в президенты, несколько журналистов и ряд активистов оппозиции. Многие обвиняются в организации беспорядков – преступлении, которое карается лишением свободы на срок от пяти до 15 лет. Тридцать из обвиняемых, включая трех кандидатов в президенты, по-прежнему находятся под стражей, а один из кандидатов – под домашним арестом.
Между тем 19 декабря, фактически, не было никаких беспорядков, кроме тех, которые организовали силы безопасности г-на Лукашенко, набросившись на десятки тысяч людей, мирно собравшихся в центре Минска. Демонстранты протестовали против результатов выборов, которые президент якобы выиграл, получив 79% голосов. Арестованы были 700 человек, многие из них, в том числе кандидаты в президенты Андрей Сальников и Владимир Некляев, были жестоко избиты.
К чести западных правительств надо сказать, что они относительно решительно отреагировали на эти возмутительные события. Администрация Обамы ввела санкции против государственной нефтяной компании и совместно с Европейским Союзом решила не выдавать визы 150 белорусским чиновникам и заморозить их активы. Конференция доноров собрала десятки миллионов долларов, которые должны пойти на поддержку демократических объединений, независимых СМИ и студенческих организаций.
После процессов санкции могут ужесточиться. Администрации Обамы следует попытаться убедить правительства Евросоюза ввести санкции против нефтяной монополии «Белнефтехим». Александр Козулин, соперничавший с г-ном Лукашенко на президентских выборах 2006 года и после этого больше двух лет проведший за решеткой, полагает, что его освобождение было связано именно с такими санкциями. Г-н Козулин и другие белорусские лидеры, по их собственным словам, также надеются, что президент Обама персонально и публично осудит г-на Лукашенко. Они считают, что это, по меньшей мере, поддержит дух оппозиционеров, которым сейчас предстоит суд.
Вопрос о Белоруссии также должен занять соответствующее место на российско-американской и российско-европейской повестке дня. Российский премьер-министр Владимир Путин годами стремился вернуть Кремлю власть над Белоруссией. Г-на Лукашенко, сопротивлявшегося этому, он презирает. Однако сейчас Москва цинично поддержала действия белорусских властей, так как они позволяют отдалить Белоруссию от Запада. Россия утверждает, что ей нужны новые отношения с Европой в области безопасности. Ей следует дать понять, что для этого она должна отказаться от империалистических амбиций и поддержать демократическую Белоруссию.