Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О более инициативном отношении США к конфликтам в Грузии

© коллаж ИноСМИО более инициативном отношении США к конфликтам в Грузии
О более инициативном отношении США к конфликтам в Грузии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия сталкивается с мрачным выбором между двумя взаимоисключающими перспективами на будущее. Первый вариант - это Грузия в современной версии разделенного Берлина. Второй сценарий предусматривает процесс трансформации конфликта, при которой произойдет ослабление напряженности, сближение людей, живущих на линии разделения, укрепится доверие, будут налажены торговые связи и станут нормой контакты между властями.

Грузия сталкивается с мрачным выбором между двумя взаимоисключающими перспективами на будущее.

 

Первый вариант - это Грузия в современной версии разделенного Берлина. В нем те конфликты, с которыми сталкивается страна, рассматриваются в качестве холодной войны на Кавказе – как длительное и бескровное в основном разделение сторон, которые расколоты внешними силами настолько глубоко и основательно, что компромисс исключается изначально. Конфликт в этом варианте находит свое разрешение, когда другая сторона уступает, ее жители сносят и уничтожают искусственно созданные стены и преграды, а ее правительство самоликвидируется из-за ослабления своего покровителя и заступника.

В таком сценарии упор делается на искусственный характер разделения в Берлине, на кажущийся неизбежным крах коммунизма, на величие и благородство жителей Западного Берлина, которые создали процветающую демократию с рыночной экономикой прямо на переднем крае холодной войны. Поэтому данный вариант находит отклик у многих на Западе.

К сожалению, исход, подобный ситуации в Берлине в 1989 году, маловероятен для зон грузинских конфликтов даже в отдаленной перспективе. Жителям Абхазии и Южной Осетии, этих самоуправляющихся образований, признанных в качестве независимых государств Россией и еще тремя странами, придется каким-то магическим образом «преодолеть» свои обиды и недовольства, порожденные конфликтами и войнами 1990-х годов с грузинами, а также боевыми действиями недавнего времени. Им также придется признать грузинское правительство в качестве собственного и отказаться от давнего стремления к независимости и самоуправлению. Иными словами, разногласия между народами Грузии отнюдь не искусственные.

Далее, России при таком сценарии придется внезапно и радикально изменить свою политику, отменить решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, отказать им в экономической помощи и вывести свои войска. Такой путь и результат далеки от реальности. Трудно себе представить, что российское руководство удастся заставить коренным образом изменить курс и незамедлительно признать его ошибочность; что к власти в стране придет новое руководство, готовое пойти на крайне непопулярные среди российской общественности и элиты меры; или что Россия развалится как Советский Союз.

И наконец, Грузии в этом случае придется стойко и терпеливо дожидаться на линии фронта своей неизбежной победы – ждать, когда Берлин-1989 повторится на Кавказе. Но за прошедшие два с половиной года мы поняли, что в сохранении статус-кво нет ничего хорошего: ни грузинская элита, ни грузинское общество не смогут заниматься развитием страны в условиях сохранения неурегулированных конфликтов. Будучи страной на казарменном положении, Грузия вряд ли сможет успешно развивать свою экономику и проводить демократические преобразования, оставаясь на неопределенный срок на периферии мира. Со временем она может также наткнуться на международное презрение, поскольку западные друзья устанут от того, как Грузия использует любое международное мероприятие для разжигания конфликтов и споров, и постоянно ссорится с Россией.

Следовательно, этот первый сценарий - Грузия в роли разделенного Берлина – является готовым рецептом нескончаемого конфликта. Это приведет к тому, что Грузия останется расчлененной, Абхазия и Южная Осетия станут изолированными, обнищавшими и милитаризованными протекторатами России, а российско-грузинское противостояние будет нескончаемым. При таком сценарии вопрос о членстве Грузии в евроатлантических структурах останется лишь вечной темой разговоров и мечтаний.

Второй сценарий предусматривает процесс трансформации конфликта, при которой произойдет ослабление напряженности, сближение людей, живущих на линии разделения, укрепится доверие, будут налажены торговые связи и станут нормой контакты между властями. Благодаря этому процессу стороны не только прекратят враждовать друг с другом, но и придут к общему пониманию путей продвижения вперед. Через годы или даже десятилетия этот процесс приведет к мирному и справедливому разрешению конфликтов в рамках признанных международным сообществом грузинских границ. Результатом станет полное восстановление территориальной целостности Грузии, примирение между народами, конституционные механизмы, гарантирующие самоуправление Абхазии и Южной Осетии, вывод из Грузии иностранных войск, находящихся там без согласия правительства, а также полная нормализация российско-грузинских отношений.

В рамках такого сценария Грузия также получит преимущество от развития торговых связей в регионе и от существенного роста инвестиций, которые наверняка придут в страну благодаря усилению стабильности. Далее, Грузия сможет быстрыми темпами пойти в сторону полноправного членства в евроатлантических структурах, что оказалось крайне важным фактором для успеха преобразований в посткоммунистической Европе.

Второй сценарий явно предпочтительнее для национальных интересов США, причем по целому ряду причин. Во-первых,  Соединенные Штаты  взяли на себя обязательство содействовать разрешению конфликтов в Грузии в рамках ее общепризнанных границ. Если Америка не найдет способ для выполнения этих своих обязательств, пострадает ее авторитет и репутация. Во-вторых,  разделенная Грузия это нестабильная Грузия, способная вызвать новую серию жестоких конфликтов и потрясений в этом неустойчивом регионе. В-третьих, сохранение существующего положения вещей создает серьезную напряженность во всей международной системе и мешает достижению других важных целей США. И в-четвертых, с 1991 года Соединенные Штаты  постоянно говорят о том, что их основная цель в регионе – способствовать реализации политических и экономических преобразований в постсоветских государствах. А неурегулированные конфликты станут препятствием для таких преобразований как в Грузии, так и в России.

Однако первому сценарию - Грузия в роли разделенного Берлина – на самом деле в неявной форме отдается предпочтение, если проследить за заявлениями, звучащими из Вашингтона с момента завершения августовской войны 2008 года между Россией и Грузией. Администрация Обамы, следуя шаблону политики, появившемуся более десяти лет назад, пока еще не превратила трансформацию конфликтов в основной приоритет своей политики в этом регионе. За кулисами прилагаются активные усилия, чтобы убедить стороны отказаться от провокационной линии поведения и мирным путем урегулировать существующие разногласия. Такой подход несовершенен, и его необходимо менять.

Правительство США помогло осуществить важные меры после августа 2008 года, несмотря на сохраняющиеся у сторон взаимные подозрения и часто звучащую враждебную риторику. Сегодня сложились максимально благоприятные после войны условия для более инициативного и упреждающего подхода США к грузинским конфликтам, который может оказать существенное воздействие. По целому ряду причин в начале 2011 года появилось уникальное окно возможностей – не для разрешения конфликтов, а для прогресса в ближайшей перспективе, который будет способствовать урегулированию в более отдаленном будущем. Чтобы извлечь выгоду из возникшей возможности, администрация Обамы должна начать с призыва к сторонам принять план по продвижению вперед на краткосрочную перспективу. Главным моментом этого плана должны стать меры по недопущению конфликтов и наращиванию доверия. Этот план состоит из трех взаимосвязанных компонентов, и их детали излагаются в нашем докладе*.

Вот эти компоненты:

- Российское обязательство о неприменении силы против Грузии
- Заключение двусторонних соглашений между правительством Грузии и властями Абхазии и Южной Осетии о решении гуманитарных проблем и проблем безопасности людей
- Внесение изменений в нынешнюю политику Грузии и России, которая препятствует прогрессу.

Принять такой план заинтересованы все стороны. А его реализация не требует от сторон пересмотра своих позиций ни по одному из вопросов, в которых между ними есть разногласия.

Изложенные в плане меры являются также необходимым первым шагом на пути к мирному и справедливому урегулированию конфликтов в рамках признанного международным сообществом грузинских границ. Они могут и не привести к такому результату, но без них этот результат вообще невозможен.

Чтобы обеспечить успех этих мер в ближайшей перспективе, администрация Обамы должна внести изменения в американскую политику, сконцентрировав усилия на урегулировании конфликтов. В частности,  Соединенным Штатам необходимо сделать следующее:

- выступить с серией заявлений о том, что урегулирование конфликтов и нормализация российско-грузинских отношений лежит в центре американской политики в этом регионе
- продвигать идею о том, что в преддверии войны 2008 года все стороны предприняли действия, создавшие крайне неустойчивую и опасную ситуацию, приведшую в итоге к началу боевых действий, отказавшись при этом от версий сторон
- способствовать нормализации российско-грузинских отношений
- свести к минимуму воздействие возникающих на международных форумах разногласий на решение принципиальных вопросов, поскольку это мешает успеху процесса урегулирования конфликтов
- разработать последовательную политику в вопросах поставок оборонительных вооружений, которая согласуется с процессом урегулирования
- включить все элементы будущего взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией в рамки стратегии урегулирования конфликтов, и добиться того же от Евросоюза.

Надо сказать с самого начала, что в данном докладе мы не предлагаем всесторонних и всеобъемлющих политических решений для процесса урегулирования конфликтов. Мы считаем, что сосредоточиваться на этом бессмысленно, пока не будет существенного поступательного движения в этом процессе. Но мы в предварительном плане предлагаем ряд более смелых и перспективных последующих шагов, которые также надо будет включить в процесс урегулирования конфликтов до либо во время политического урегулирования. В настоящее время  решить эти вопросы невозможно, но их надо будет рассмотреть после того, как будут реализованы другие меры. Вот эти шаги:

- полная свобода передвижения с территории Абхазии и Южной Осетии и на нее
- создание в Абхазии и Южной Осетии зон запрета на размещение и ношение оружия, и постепенное сокращение численности находящихся там войск до предвоенного уровня (август 2008 года) в соответствии с российскими обязательствами по договору о прекращении огня
- возвращение в Южную Осетию внутренних беженцев, а также активизация переговоров о практической реализации прав внутренних беженцев из Абхазии
- расследование военных преступлений.

Не преуменьшая важность этих целей, мы в своем докладе уделяем главное внимание тем взаимовыгодным шагам, на которые все стороны могут пойти сейчас, не пересматривая свои позиции в вопросах, по которым между ними сохраняются фундаментальные разногласия.

Мы начнем с краткого анализа дебатов в Вашингтоне по вопросу конфликтов и с характеристики нынешней политики США. Затем мы разъясним, почему настало время для реализации более инициативных и упреждающих действий Америки в грузинских конфликтах, а также подробно остановимся на тех успехах, которые были достигнуты после войны, но которые часто остаются незамеченными. После этого мы предложим свои рекомендации.

Сэмюэл Чарап – заместитель директора Центра американского прогресса (Center for American Progress) по вопросам России и Евразии, научный сотрудник Программы национальной безопасности и международной политики этого центра. Кори Уэлт – заместитель директора Института европейских, российских и евразийских исследований (Institute for European, Russian and Eurasian Studies) при Школе международных отношений им. Эллиота, Университет Джорджа Вашингтона, а также лектор этого института.

*Данная статья является предисловием к докладу авторов, подготовленному в Центре американского прогресса. Доклад был составлен по результатам их декабрьской поездки в Москву, Грузию и в районы конфликтов (http://www.americanprogress.org/issues/2011/02/pdf/georgia-report.pdf)