Около двух часов пополудни, когда сгущавшиеся в небе Мадрида облака вдруг исчезли столь же неожиданно, как и появились, с лиц собравшихся участников (их приехало 197 из 26 стран) выставки современного искусства Arco (Arte Contemporáneo) спало напряжение. В VIP-зоне начался фуршет, где рекой текло пиво, предоставленное компанией, оказавшей содействие в организации выставки.
30-я Международная выставка современного искусства проходит в духе обновления, но главное – это то, что заключаются сделки. Причем с такой интенсивностью, как будто речь не о сегодняшнем дне, а о какой-то прошлой эпохе.
Владельцы галерей, казавшиеся ранее персонажами, пришедшими из какого-то мифического прошлого, чинно прохаживались по коридорам, которые выглядели значительно более широкими в результате значительного сокращения приглашенных и уменьшения выставочного пространства (два зала, и лучше устроенные).
После выступления представителя Мадридской выставочной ассоциации Ifema Луиса Эдуардо Кортеса (Luis Eduardo Cortés), которое мало чем запомнилось, кроме, пожалуй, того странного обстоятельства, что оно было произнесено на английском языке, слово взял Карлос Уррос (Carlos Urroz). Новый директор выставки, хотя и не новичок в выставочном деле (он был заместителем директора при Росине Гомес Баеса, Rosina Gómez Baeza), на деле доказал, что сосредоточил усилия коллектива, работающего под его началом, на привлечение возможно большего числа участников из различных стран. Свидетельством этого стал интересный раздел под названием Opening (Открытие), в котором был представлен целый ряд молодых европейских галерей.
Участники и организаторы оживленно обсуждают возможный приезд российского олигарха Романа Абрамовича со своей возлюбленной Дарьей Жуковой, поклонницей современного искусства, которая возглавляет московский Центр современной культуры «Гараж» (он представлен в удаленной и весьма скромной части выставки).
Эту состоятельную пару, конечно же, очень ждут организаторы выставки, посвященной, хотя и без особой помпезности, России (эта страна направила скромное представительство от восьми галерей). «Если он приедет –говорит, нервно улыбаясь, Уррос- то мы узнаем это только по его прибытии, поскольку он использует свой частный самолет… Это было бы очень интересно для владельцев галерей».
Пока все ждут приезда владельца футбольного клуба «Челси», одной из самых первых среди коллекционеров (с разрешения супругов Елены и Нормана Фостеров, Norman Foster) была Кармен Сервера (Carmen Cervera). Непринужденно сообщив о том, что Министерство культуры попросила ее адвокатов отложить еще на шесть недель вопрос о безвозмездной передаче экспонатов из коллекции собрания Carmen Thyssen (то есть, де середины апреля), баронесса сообщила представителям прессы о своих новых приобретениях: «Зеркала и неон» Ивана Наварро (Ivan Navarro) в Галерее Distrito 4 и полотно Хуана Геновеса (Juan Genovés) в Галерее Marlborough.
Именно там и произошел один из самых парадоксальных случаев за всю тридцатилетнюю историю современного искусства в Испании: «Вид со стороны Торрес Бланкас» (Vista desde Torres Blancas), одно из надоедливых полотен Антонио Лопеса (Antonio López) с объявленной стоимостью в два с половиной миллиона евро, вызывавшее утром весьма неоднозначную реакцию согласно первым беглым опросам, было признано «самым дорогим на выставке». «Если в итоге выяснится, что нравятся именно такие работы», сетовал директор музея. «И ведь эти два дня посвящены исключительно картинам профессиональных художников».
Недалеко вызывал бурление страстей немецкий художник Нео Раух (Neo Rauch). Он был единственным, кто представлял Лейпцигскую галерею Эйген (Eigen), впервые участвовавшею в выставке Arco. К концу утра из всех выставленных им на продажу работ оставалась лишь одна, написанная масло картина по цене 680 000 евро.
Привлекали внимание полотна Марка Миральды (Marc Miralda) и утонченные миры Карлоса Гарайкоа (Carlos Garaicoa).
После первого знакомства с экспонатами создалось ощущение, что на этот раз эпатажные творения остались в студиях. В целом представленные работы были сдержанными по своему содержанию, соответствуя духу эпохи.
Возможно, этому ощущению сдержанности способствовало нечто столь простое, как пол, выполненный в «промышленном» стиле. Это было удачное решение, хотя и не все с ним согласились, например нью-йоркская Edward Tyler Nahem Gallery. Для размещения своей эпатажной экспозиции (Lichtenstein, Kusama, Ruscha, Saura...) ее сотрудники покрыли ковролином всю арендованную ими площадь.
Наиболее заметные работы
- Художница. Дора Гарсия (Dora García) выглядит по-иному на нынешней выставке Arco. Предполагается, что она будет выставляться в павильоне Испании на следующей арт-биеннале в Венеции. Ее произведения можно посмотреть в Галерее Juana de Aizpuru. Она представил огромное панно, которое рассказывает о близости, похожести, безумстве и пристрастии. На витрине нагромождены корешки книг с изречениями о значении искусства. В середине зала стоит дерево, рассказывающее о том влиянии, которое жизнь оказывает на природу. Объявленная стоимость: 70 000 евро
- Видеосюжет. Автор – Пипилотти Рист (Pipilotti Rist) из Швейцарии. Одна из немногих привлекающих внимание работ на выставке, не уделяющей особого внимания другим видам изобразительного искусства. Находится в галере Луиса Аделантадо (Luis Adelantado) в Валенсии. Главный объект – пульсирующее в течение 20 минут влагалище. Вчера была продана одна копия за 70 000 евро. В этой же галерее выставлена еще одна из работ, вызвавших внимание участников выставки своей откровенностью: скульптура молодой женщины. Авторы: Айрис ван Донген (Iris van Dongen) и Кимберли Кларк (Kimberly Clark).
- Новая галерея. Берлинский художник Оливер Кернер фон Густорф (Oliver Koerner von Gustorf) Berlín) представлен на выставке Arco в разделе Opening. На одной из картин Николауса Утермехлена (Nikolaus Utermöhlen) изображен юноша, рассматривающий свой половой орган; на другой, мужчина с прикрытым лицом также выставляет напоказ свои гениталии. Музыкант и один из лидеров движения геев, он умер от СПИДА в возрасте 37 лет. Ранний уход из жизни превратил его в культового художника.
- Покупательница / продавщица. Мало что ускользает от внимания Эльги де Адльвеар (Helga de Alvear). Директор галереи, которая в прошлом году не участвовала в работе выставки, вчера не могла скрыть своего удовлетворения. «Эта выставка задумана для людей искусства. Хорошо видно то, что мы хотим показать. Удастся ли продать? Я сама продала восемь работ и столько же приобрела». Де Алевар, помимо того, что руководит художественной галереей, является также одной из самых в Европе коллекционеров. Она входит в организационный комитет нынешней 30-й выставки и представляет некоторых из ее известных участников.
- Скульптурная группа. Энрике Марти (Enrique Marty) – один из классиков Arco. Его гиперреалистические фигуры на этот раз изображают философов Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche) и Мишеля Фуко (Michel Foucault) «в аду».
- Российские экспонаты. Среди не слишком выдающейся российской экспозиции (Россия – гость выставки) следует отметить галерею Марины Гисич из Санкт-Петербурга. Она представила работы Марины Алексеевой, представляющие из себя сочетание видеосюжетов и голограмм, которые рассказывают тревожные истории о загадочных персонажах в мрачных местах. Объявленная стоимость одной копии: 6000 евро.
- 'Photo oportunity'. Один из артефактов, которые особенно активно фотографировали вчера. Его создал для газеты EL PAÍS дуэт кубинских художников, выступающий под названием Los Carpinteros. Представляет собой офис, который летит по воздуху или подвешен на множестве нитей, в зависимости от того, как на него посмотреть, и прикреплен к конструкции, укрепленной высоко на потолке.
- Фотография. Фотографии представила непревзойденная галерея Хорхе Мары (Jorge Mara) из Буэнос-Айреса. Это серия фотомонтажей, которую фотохудожница Греты Штерн (Grete Stern), одна из ярчайших представительниц авангардистского течения Bauhaus, создала в тридцатые годы для популярного женского журнала Idilio. Ее работы отображали мечты, которые читательницы присылали в раздел под названием «Психоанализ вам поможет».